Меню

Что такое поршень в древней руси

Поршни

По́ршни — простейшая русская кожаная обувь.

Содержание

Название

по одной версии, происходит из «порчни» от «пъртъ» — лоскут. По другой, оно происходит от прилагательного «порхлый» — порошливый, рыхлый, мягкий, поскольку такова была кожа, из которой они делались. [1] В Древней Руси такая обувь называлась прабошни черевьи или черевья, а в Российской империи также была известна как порушни, постолы, кожанцы, калиги. Одно из письменных упоминаний имеется в Лаврентьевской летописи под 1074 годом, посвящённое черноризцу Исакию: «И на заутренюю ходя преже всихъ, и стояше крѣпко и неподвижно. Егда же приспѣяше зима и мрази лютии, и сьтояше вь прабошняхъ, вь черевьихъ и вь протоптаныхъ, яко примѣрьзняше нози его кь камени, и не двигняше ногами, дондеже отпояху заутренюю».

метод изготовления

В. И. Даль так описывает метод их изготовления: поршни вообще не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздержке, очкуре, ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и тюленьи и прочие: их более. носят летом, налегке, или на покосе, где трава резуча, а рыбаки обувают их и сверх бахил. Зовут поршнями и обувь из опорков сапожных, или берестяники, шелюжники (лапти), даже кенги, плетения из суконных покромок. [2]

По результатам археологических исследований в Новгороде, С. А. Изюмовой было выделено 3 типа поршней: простые, ажурные и составные. Простые шились из прямоугольного куска кожи толщиной 2—2,5 мм, края которого загибались кверху и сшивались. С боков в верхней части делались прорези для кожаного ремешка, с помощью которого поршень и крепился к ноге. Длина этого ремешка достигала 1 метра. Ажурные поршни отличались тем, что на их верхней передней части было несколько рядов прорезей, в которые заплетался ремешок. Составные поршни изготовлялись из более толстой кожи, к основе пришивался ещё треугольный кусок кожи.

Ранние археологические находки поршней в Новгороде датируются концом X — началом XI века. Аналогичная обувь имела хождение и в Европе — в частности, известны находки, датируемые X веком, происходящие из гробницы близ Оберфлахта в Швабии.

Поршни делались не только из дублёной, но нередко — из сыромятной кожи. По Пермской летописи Шишонко известен указ архиепископа Вологодского и Пермского: «Чтобы священникам сырых (сыромятных) коровьих поршней не носити… Они ходят в таких скверных обущах во святилище и бескровную жертву приносят; того ради Бог гневаетца, казнить пожары, и погуби бывают».

Эта обувь использовалась в России вплоть до начала XX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает следующее:

Поршни — обувь в виде лаптя, делаемая дз одного куска кожи, сшиваемого сыромятным ремнем. К поршням, употребляемым охотниками, пришиваются иногда нетолстая подошва и самые низкие каблуки; такие поршни надеваются, обыкновенно, на длинные шерстяные чулки. [3]

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1852819

Русь славилась поршнями и лаптями

Фото из открытых источников

Если вы когда-нибудь услышите выражение «шевели поршнями», знайте: это не имеет никакого отношения к технике. Поршни (они же моршни) – обувь наших предков, крепкая, мягкая и легко изготовляемая. Для этого нужен был кусок какой-нибудь кожи, достать который для русского человека не составляло большого труда.

Такой клочок кожи стягивался по краям – вот вам и обувка. Надо полагать, что дети в то время первое, что одевали, это моршни. Крепились они, как и лапти, шнуровкой. Археологи говорят, что первые поршни найдены в Новгороде и датируются они десятым веком, но, думается, древность такой простой кожаной обуви должна исчисляться тысячелетиями.

Читайте также:  Установка поршней шевроле авео

Фото из открытых источников

Но давайте обратимся к еще более знаменитой славянской обувке – лаптям. Сразу же подчеркнем, что плели их не только из всевозможного лыка деревьев (липы, ракиты, березы, вяза и т.д.), для этого порой использовалась та же кожа, а для увеличения срока годности к подошве нередко пришивалась веревка.

Фото из открытых источников

И все равно лыковые лапти были, как сейчас говорят, одноразовыми, хватало их от силы на десять дней, а летом – и того меньше. Не случайно в то время на Руси даже бытовало понятие, как «лапотная миля», то есть расстояние, пройдя которое, плетеную лыковую обувку приходилось менять. И потому в дальнюю дорогу древнерусский человек брал несколько пар лаптей.

Фото из открытых источников

Удивляет в этом случае еще одно обстоятельство: для того, чтобы сплести одну пару лаптей, необходимо было ободрать лыко с трех (а то и больше) молодых деревьев. Как при этом славяне, столь благоговейно относящиеся к природе и к лесу особенно, не уничтожали посадки при сборе сырья для лаптей?! Исследователи полагают, что со временем утрачен секрет обдирки лыка без вреда для дерева, им-то, видимо, и пользовались наши предки. Это косвенно подтверждают сведения об американских индейцев, которые также снимали кору с деревьев без малейшего урона для растений. Если обратиться к истории возникновения плетеной обуви, то приспособление для этого — кочедык археологи относят к каменному веку, так что лапти на Руси, можно сказать, носили испокон веков, причем, плоть до начала двадцатого века.

Фото из открытых источников

Что касается сапог, то они в Древней Руси шились из кожи коз (известные сафьяновые, вспомните русские народные сказки), раскрашивались в яркие цвета, или из более грубых сортов кож — овечьих или телячьих (эти были черными по цвету). Кстати, каблуки на сапогах появились на Руси только в семнадцатом веке. Но сапоги были обувью только для зажиточных людей, к примеру, в девятнадцатом веке цена лаптей не превышала трех копеек, а сапоги стоили от нескольких рублей и выше. Вот и судите сами, кто их носил…

И наконец, зимой на Руси, кроме лаптей, использовались еще и валенки, которые до сих пор у западного человека ассоциируются с русским человеком. Валяные чуни, говорят археологи, встречаются на Руси еще в восьмом веке, но это все-таки сшитые из двух половинок изделия. Бесшовные валенки появились в России лишь в восемнадцатом веке. Для изготовления пары такой зимней обуви для взрослого человека требовался килограмм овечьей шерсти, сода, мыло и раствор серной кислоты. А вот технологий валяния было множество, и секрет такого ремесла в каждой семье хранился строго, передаваясь по наследству от отца к сыну. Валенки на Руси были ценным приобретением, в бедной семье их носили, например, по очереди. А подарок жениха невесте в виде валенок тогда считался демонстрацией зажиточности, это как сейчас подарить своей будущей супруге самый крутой мобильник.

Фото из открытых источников

Кстати, то древнее мастерство не затерялось в веках, в России до сих пор есть великие умельцы, которые могут сшить и красивые удобные поршни, и сплести праздничные лыковые лапоточки. Про валенки уж и говорить нечего, они на промышленном потоке у нас в стране.

Читайте также:  Поршень д 245 евро 2 установка

Источник статьи: http://esoreiter.ru/news/0419/rus-slavilas-porshnyami-i-laptyami.html

Кожанная обувь на Руси

По́ршни — простейшая русская кожаная обувь, известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже — небогатый городской люд. Само слово «поршни» переводится с древнерусского «лоскут» или «рыхлый». Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди.Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни — это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи.

По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая — образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.

Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.

Башмаки — группа обуви древних славян — туфли, или башмаки, — отличается от поршней вшитой подошвой. «Вшитая подошва» звучит не слишком красиво, ибо «подошва» .уже само по себе — «то, что пришито». Её нередко кроили даже из другого вида кожи, нежели верх, и соединяли самыми разнообразными видами швов.

Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка, а «туфля» — из германских диалектов, заимствовавших его, в свою очередь, из греческого.

Сапоги — По мнению исследователей, слово «сапог» попало к славянам от тюркоязычных соседей — кыпчаков, печенегов, кочевников-болгар — и уже из древнерусского языка перешло в финский, карельский эстонский, литовский, латышский. Судя по археологическим данным, сапоги в деревне почти не употреблялись, зато в городе их носили практически все мужчины и женщины, богатые и бедные, дети и старики. Сапоги имели не очень высокое — ниже колена — голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и железных подковок. Иногда такая подошва кроилась из нескольких слоев кожи. Когда она пронашивалась целые части сапога нередко использовали повторно пришивали к новой подошве или, например, кроили из голенищ поршни.

Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.

Читайте также:  Поршень заднего суппорта mitsubishi

У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.

Если кожаная обувь сама по себе была признаком некоторой зажиточности, то для владельцев их сапоги, надо полагать, являлись своего рода знаком престижа. Края голенищ богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых зажиточных и знатных на сапогах можно было увидеть и жемчуг. Красные, «червлёные» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Однако такую роскошную обувь археологи относят к несколько более поздней эпохе.

Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно.

А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность.

Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: *поршни, *башмаки, *сапоги.

Источник статьи: http://matveychev-oleg.livejournal.com/4238148.html

Русская обувь поршни. Отсюда поговорка «шевели поршнями».

Само слово «поршни» ведет происхождение от прилагательного «порхлый» — «мягкий», «рыхлый».
Не случайно, должно быть, мягкие поршни служили первой обувью для ребёнка; детские поршни найдены
при археологических раскопках.

Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди. Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни — это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи. По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая — образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.

Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.

Источник статьи: http://nash-dvor.livejournal.com/1671303.html

Adblock
detector