Меню

Что такое поршни онучи

Славянский херитейдж: 13 предметов одежды, на возвращение которых мы уповаем

Мы привыкли к тому, что херитейдж (от английского «наследие») — это продукт исключительно американских традиций. Но если взглянуть на нашу историю немного под другим углом, то можно обнаружить, что русская народная одежда вполне могла бы стать предтечей многих современных модных трендов. Редакция не забывает о своих корнях и предлагает читателям ознакомиться со словарем старорусского херитейджа, а заодно и разобраться, как и что правильно сочетать в этом пока забытом сегменте моды.

Армяк — длинная одежда из шерстяной ткани с капюшоном. Не имеет пуговиц и застегивается на ремне. Самый популярный предмет одежды русских крестьян. Надевается поверх кафтана или тулупа. Изначально изготавливался из верблюжьей шерсти, позднее — из овечьей. Всегда завязывается ярким поясом — кушаком.

Армяк смотрится органично только вместе с гречником (шапкой), который должен быть светлых оттенков. Если хочется произвести впечатление, завяжите армяк как можно более ярким кушаком.

Бешмет — разновидность кафтана. Непременный атрибут одежды всех казаков. Шьется из атласа, сатина или шелка. Обязательный аксессуар к бешмету — кожаный пояс с яркими металлическими бляшками.

И без того яркий бешмет лучше оттенить черными чеботами. Разбавить образ можно казачьими аксессуарами, например шашкой или папахой.

Епанча — плащ с капюшоном. Изготавливается из сукна и войлока и пропитывается олифой. Украшается нашивками в пяти местах. У каждой нашивки есть петля для пуговицы. Епанчей также называют одежду для укрытия от дождя у солдат и офицеров.

Аналог — плащ или дождевик

Если вы собрались на охоту или рыбалку, лучшее сочетание для епанчи — это резиновые бахилы. Если же в ваших планах стоит городская прогулка, не стоит сочетать епанчу с яркими чеботами. А вот ненавязчивые поршни тут подойдут как нельзя кстати.

Зипун — теплая верхняя одежда из грубого сукна, часто с мехом, украшенная яркими контрастными шнурами. Застегивается зипун справа налево на кожаные петли или пуговицы. В некоторых случаях у зипуна имеется небольшой воротник, в иных случаях воротника нет. Различаются обычные и праздничные зипуны: праздничные шьются из специального сукна чаще всего черного или синего цвета, обычные — серого или белого.

В стужу зипун будет тщательно скрывать бешмет, так что строгих правил по его ношению в это время года не существует. В более теплое время года зипун может свободно выглядывать наружу. В таких случаях необходимо отдавать предпочтения ярким зипунам, не забывая при этом, что все остальное должно быть спокойных оттенков.

Косоворотка — базовая вещь славянского народного костюма. Представляет собой свободную рубаху из атласа, льна или хлопкового полотна с косым воротом. Косой разрез сделан для того, чтобы во время работы нательный крестик не вываливался наружу.

Аналог — лонгслив или хлопковая рубашка

Краеугольный камень косоворотки — несомненно, воротник с разрезом. Расстегивая и застегивая его, можно очень стильно комбинировать с остальной одеждой. Интереснее смотрятся косоворотки с яркими узорами на манжетах и воротнике.

Кушак — широкий пояс из яркой ткани для подвязки верхней одежды кафтана, тулупа, рубахи или шаровар. Часто декорируемый шитьем, бахромой и кистями на концах.

Читайте также:  Поршни для компрессоров автокондиционеров

Кушак стоит выбирать одного цвета с поршнями и контрастным по отношению к кафтану (чтобы создать дополнительный акцент). Лучше всего иметь в гардеробе пару кушаков — парадный и повседневный.

Поршни — кожаная обувь, самые простые ботинки, которые гнутся из куска сырой кожи или шкурки. Чаще всего, мастерятся из конины или свиной шкуры. Носятся в летнее время года, на сенокос или любые другие работы. Поршнями нередко называют и плетеную обувь наподобие лаптей или берестянок.

Ввиду своей универсальности идеально сочетаются почти с любыми вещами, но для расслабленного похода на сенокос они подойдут, конечно, лучше, чем на самовар к соседскому помещику. А если они еще хорошо гармонируют с онучами, на следующем дне Ивана Купалы вам не будет равных.

Однорядка — разновидность пальто, но чаще яркой расцветки. Однорядка украшается нашивками, кружевом, золотыми вставками. Однорядки обычно надевают бояре, но в особых случаях и простые люди.

Когда-то однорядка на плечах не имевшего трех сотен душ в своем поместье модника могла бы показаться дурным тоном и жалкой попыткой покрасоваться перед соседями. Но тут на помощь приходит уверенность в своем статусе. Старайтесь и в остальном соответствовать уровню — никаких поршней, только красные бархатные чеботы и тафья.

Онуча — полоса ткани шириной около 30 сантиметров для обмотки ступни и голени. Надевается с лаптями, а иногда и без них. По праздникам крестьяне носят онучи белого и красного цвета, летом — легкие онучи из льна, зимой — теплые из плотного сукна.

Главное в онучах не забывать об их сочетании с обувью, будь то поршни, лапти или чеботы. Привлечь внимание мелкими деталями можно, например, завязав онучи крестиком или более искушенным узлом.

Охабень — верхняя одежда знати, по крою похож на однорядку. Спереди застегивается на петлицы. Слева и справа у охабня имеются разрезы, в которые продеваются руки. Длинные широкие рукава охабня завязываются на спине. Еще одна отличительная черта охабня — широкий жесткий воротник.

Самый главный момент — правильно завязать рукава, пусть это выглядит слегка небрежно, но при этом ни коим образом не неряшливо. Вторую важную деталь охабня — большой воротник — тоже можно использовать себе на руку, украсив его какими-нибудь нашивками.

Тафья — небольшая круглая плоская шапка, как принято считать, произошедшая от тюркских тюбетеек. По общему мнению, тафью носят люди зажиточные. Различаются домашние тафьи простого покроя и выходные — с яркими вставками.

Тафья отлично подойдет к любой верхней одежде, и строгих указаний по ее ношению попросту нет. В таком головном уборе и от солнца защититься можно, и перед своими крестьянами показаться не стыдно. Можно добавить шика и вызвать зависть друзей, украсив ее драгоценными камнями или золотыми нитками.

Ферязь — праздничная верхняя одежда, которая носится поверх кафтана. Надевается весьма хитрым способом: в рукав продевается только одна рука, вторая просто спускается до земли вдоль тела. Говорят, что выражение «работать спустя рукава» появилось благодаря именно этому предмету одежды. Обычный ферязь шьется на подкладке, более теплый — на меху.

Обязательный аксессуар для ферязя — горлатная шапка. Спереди ферязь можно украсить красочными нашивками с петлями. В гардеробе у каждого должно быть как минимум три экземпляра: бархатный, объяринный и золотой для разных праздников.

Читайте также:  Поршень лада калина размер

Чеботы — обувь с каблуком. Шьется из козьей кожи (сафьяна), иногда с вставками из атласа и бархата. У некоторых чеботов есть загнутые вверх носки. У зажиточных людей чеботы обшиваются камнями, золотом и яркими вставками.

Носить чеботы нужно с охабнем или ферязем, и главное тут — не переусердствовать в ярких цветах. К разноцветному охабню чеботы выбирать черные или коричневые.

Источник статьи: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/162539-glossary

Что такое поршни онучи

Пришёл поршняк к поршняку поршни шить

Не все знают, что в Средние века поршняками называли жителей Великого Новгорода. А всё потому, что самой распространённой обувью в те времена у них были поршни.

Поршни были популярны не только в Новгороде. Во время раскопок находят достаточно хорошо сохранившиеся образцы этой обуви, датируемые XI веком нашей эры.

Поршни не имеют никакого отношения к почившему в бозе заводу «Поршень» (харьковчане поймут!) и не являются деталью хитроумных механических устройств.

Поршни были простейшей старинной обувью славянских народов. Подобную поршням обувь носили и другие народы Азии и Европы, и даже Северной Америки. Поршень представляет собой кусок кожи, прямоугольный или овальный, стянутый ремешком, продёрнутым через отверстия по краю обуви.

По всей территории России имелись и другие названия этой обуви на различных диалектах – порушни, порошни, моршни, нюрики. На территории Украины поршни называли постолы, в Чехии и Словакии krpce (крепцы), в Польше kierpce .

Лингвист, историк литературы и славист Алексей Иванович Соболевский считал, что слово «поршень» происходит от слова порочни, которое, в свою очередь, восходит к древнерусскому пърть – «лоскут». Другой же лингвист И.С. Вахрос категорически отвергает версию А.И. Соболевского, считая название обуви «поршни» произошедшим от древнерусского поръшьнь , что означает «рыхлый, мягкий» и относится к коже, из которой была изготовлена обувь. Таким образом, реконструируется древнеславянское пършьнь . В Древней Руси поршни назывались ещё парабошни, черевья или черевьи. Упоминания о поршнях встречаются и в летописях. Например, в Лаврентьевской летописи (1074 год) читаем описание служения черноризца Исаакия: « И на заутреню ходя преже всихъ, и стояше крѣпко и неподвижно. Егда же приспѣяше зима и мрази лютии, и сьтояше вь парабошнях, в черевьихъ, в протоптаныхъ, яко примѣрьзняше нози его кь камени, и не двигняше ногами, дондеже отпояху заутреню ».

Во время раскопок в городских слоях древнерусского времени встречаются простые и ажурные поршни. От них отличаются по конструкции найденные в раскопах поршни позднего Средневековья и так называемые составные поршни.

Простые поршни найдены практически во всех древнерусских городах, где сохранился культурный слой с органикой: Новгороде, Твери, Пскове, Минске, Витебске, Гродно, Смоленске, Старой Руссе и многих других.

Бóльшую часть поршней шили профессиональные кожевники – «усмари», но в раскопочных горизонтах встречаются и непрофессиональные изделия. При пошиве поршней использовали как новую, так и бывшую в употреблении кожу. Непрофессиональный пошив характеризуется упрощением раскроя, редкими и неправильной формы вырезами под оборы (ремешки, завязки), небрежностью кроя и швов. Такое отношение к обуви может свидетельствовать как о манере обувщика (возможно, деревенского, переселившегося в город), так и о том, что простые поршни являлись чисто функциональным, утилитарным, самым распространённым видом повседневной обуви.

Читайте также:  Ход поршня у юпитера

Ажурные поршни (конец XI – середина XIV в.) отличаются от простых только оформлением носка. На заготовке верха делаются прорезы (от 6 до 8) длиной 3-5 см. прорезы располагаются под прямым углом к переднему краю выкройки, отступая от него на 1 см. Затем в прорезы спирально продевался ремешок, стягивая носок, и через боковые вертикальные прорезы протягивался к пятке. Пятка выполнялась в двух вариантах. Она могла быть стянута ремешком, как в простых поршнях, либо на ней делали вырез в виде прямоугольника, боковые края которого сшивали между собой кожаным ремешком, а затем пришивали к подошве. Малое количество ажурных поршней, найденных при раскопках, говорит о том, что либо обувь была непрактична и недолговечна либо это была просто мода.

Составные поршни (правый рисунок) были характерны для позднего Средневековья (XV-XVI вв.). Они отличаются более сложным кроем, включающим несколько деталей.

Верх составных поршней был обшит кожей, на пятке имелась петля для продевания оборы, на носке подшивалась дополнительная прокладка в виде язычка, закрывавшая всю верхнюю часть стопы.

Многие заготовки поршней имеют одинаковую форму, поэтому можно говорить о стандартизации кроя, то есть о наличии специальных выкроек (шаблонов). Хотя в словаре В.И. Даля за 1882 год читаем: «поршни вообще не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры на…ременном сборе; обычно поршни – из конины, лучшие – из свиной шкуры, есть и тюленьи…» (т.III, с. 325-326). Согласно исследованиям археологов на поршни шла как недублёная, так и дублёная кожа.

Поршни начали декорировать с конца XI века. Это могло быть тиснение в виде треугольников, прямоугольников, ромбов или расходящихся веером линий. Поршни декорировались также вышивкой и продержкой (продёргивание нити, тонкой металлической проволоки или шнурка через ряды параллельных прорезей), применявшихся как порознь, так и вместе. Наиболее часто встречается орнамент вышивки, включающий волюты. Полностью восстановить характер вышивки не представляется возможным, так как она не сохранилась, от неё остались только проколы. Можно лишь добавить, что кроме передней части обуви, украшались её задняя и боковые части.

Самая крупная коллекция поршней, относящихся к XVII веку, была найдена в Мангазее. Мангазейские поршни имели близкую к трапециевидной форму кроя, овальный или фигурный язычок, декорированный узором в виде «дорожек» или «ёлочек». Носок и пятка были сшиты растительной нитью, а подошва пришита к уже готовому изделию, выкроенному из цельного куска кожи.

Эти поршни являются самобытной формой обуви, сохранившейся до XX века , и распространённой среди аборигенов Западной Сибири.

Остаётся лишь добавить, что поршни надевали на онучи. В более поздние периоды вместо онуч стали надевать паголенки – толстые вязаные орнаментированные чулки до колен без ступни (мы называем их гетрами). Поскольку крестьяне считали красивой толстую ногу, зажиточные пейзанки надевали несколько пар паголенок, а бедным ничего не оставалось, как намотать онучи, а на них сверху надеть паголенки, дабы достичь вожделенного идеала красоты и пленить односельчан своими толстыми ногами.

Источник статьи: http://footstation.com.ua/stati/obuv-ot-a-do-ya-porshni/

Adblock
detector