Меню

Что такое поршни в древней руси

Что такое поршни в древней руси

Пришёл поршняк к поршняку поршни шить

Не все знают, что в Средние века поршняками называли жителей Великого Новгорода. А всё потому, что самой распространённой обувью в те времена у них были поршни.

Поршни были популярны не только в Новгороде. Во время раскопок находят достаточно хорошо сохранившиеся образцы этой обуви, датируемые XI веком нашей эры.

Поршни не имеют никакого отношения к почившему в бозе заводу «Поршень» (харьковчане поймут!) и не являются деталью хитроумных механических устройств.

Поршни были простейшей старинной обувью славянских народов. Подобную поршням обувь носили и другие народы Азии и Европы, и даже Северной Америки. Поршень представляет собой кусок кожи, прямоугольный или овальный, стянутый ремешком, продёрнутым через отверстия по краю обуви.

По всей территории России имелись и другие названия этой обуви на различных диалектах – порушни, порошни, моршни, нюрики. На территории Украины поршни называли постолы, в Чехии и Словакии krpce (крепцы), в Польше kierpce .

Лингвист, историк литературы и славист Алексей Иванович Соболевский считал, что слово «поршень» происходит от слова порочни, которое, в свою очередь, восходит к древнерусскому пърть – «лоскут». Другой же лингвист И.С. Вахрос категорически отвергает версию А.И. Соболевского, считая название обуви «поршни» произошедшим от древнерусского поръшьнь , что означает «рыхлый, мягкий» и относится к коже, из которой была изготовлена обувь. Таким образом, реконструируется древнеславянское пършьнь . В Древней Руси поршни назывались ещё парабошни, черевья или черевьи. Упоминания о поршнях встречаются и в летописях. Например, в Лаврентьевской летописи (1074 год) читаем описание служения черноризца Исаакия: « И на заутреню ходя преже всихъ, и стояше крѣпко и неподвижно. Егда же приспѣяше зима и мрази лютии, и сьтояше вь парабошнях, в черевьихъ, в протоптаныхъ, яко примѣрьзняше нози его кь камени, и не двигняше ногами, дондеже отпояху заутреню ».

Во время раскопок в городских слоях древнерусского времени встречаются простые и ажурные поршни. От них отличаются по конструкции найденные в раскопах поршни позднего Средневековья и так называемые составные поршни.

Простые поршни найдены практически во всех древнерусских городах, где сохранился культурный слой с органикой: Новгороде, Твери, Пскове, Минске, Витебске, Гродно, Смоленске, Старой Руссе и многих других.

Бóльшую часть поршней шили профессиональные кожевники – «усмари», но в раскопочных горизонтах встречаются и непрофессиональные изделия. При пошиве поршней использовали как новую, так и бывшую в употреблении кожу. Непрофессиональный пошив характеризуется упрощением раскроя, редкими и неправильной формы вырезами под оборы (ремешки, завязки), небрежностью кроя и швов. Такое отношение к обуви может свидетельствовать как о манере обувщика (возможно, деревенского, переселившегося в город), так и о том, что простые поршни являлись чисто функциональным, утилитарным, самым распространённым видом повседневной обуви.

Ажурные поршни (конец XI – середина XIV в.) отличаются от простых только оформлением носка. На заготовке верха делаются прорезы (от 6 до 8) длиной 3-5 см. прорезы располагаются под прямым углом к переднему краю выкройки, отступая от него на 1 см. Затем в прорезы спирально продевался ремешок, стягивая носок, и через боковые вертикальные прорезы протягивался к пятке. Пятка выполнялась в двух вариантах. Она могла быть стянута ремешком, как в простых поршнях, либо на ней делали вырез в виде прямоугольника, боковые края которого сшивали между собой кожаным ремешком, а затем пришивали к подошве. Малое количество ажурных поршней, найденных при раскопках, говорит о том, что либо обувь была непрактична и недолговечна либо это была просто мода.

Читайте также:  Диаметр поршней автомобилей ваз

Составные поршни (правый рисунок) были характерны для позднего Средневековья (XV-XVI вв.). Они отличаются более сложным кроем, включающим несколько деталей.

Верх составных поршней был обшит кожей, на пятке имелась петля для продевания оборы, на носке подшивалась дополнительная прокладка в виде язычка, закрывавшая всю верхнюю часть стопы.

Многие заготовки поршней имеют одинаковую форму, поэтому можно говорить о стандартизации кроя, то есть о наличии специальных выкроек (шаблонов). Хотя в словаре В.И. Даля за 1882 год читаем: «поршни вообще не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры на…ременном сборе; обычно поршни – из конины, лучшие – из свиной шкуры, есть и тюленьи…» (т.III, с. 325-326). Согласно исследованиям археологов на поршни шла как недублёная, так и дублёная кожа.

Поршни начали декорировать с конца XI века. Это могло быть тиснение в виде треугольников, прямоугольников, ромбов или расходящихся веером линий. Поршни декорировались также вышивкой и продержкой (продёргивание нити, тонкой металлической проволоки или шнурка через ряды параллельных прорезей), применявшихся как порознь, так и вместе. Наиболее часто встречается орнамент вышивки, включающий волюты. Полностью восстановить характер вышивки не представляется возможным, так как она не сохранилась, от неё остались только проколы. Можно лишь добавить, что кроме передней части обуви, украшались её задняя и боковые части.

Самая крупная коллекция поршней, относящихся к XVII веку, была найдена в Мангазее. Мангазейские поршни имели близкую к трапециевидной форму кроя, овальный или фигурный язычок, декорированный узором в виде «дорожек» или «ёлочек». Носок и пятка были сшиты растительной нитью, а подошва пришита к уже готовому изделию, выкроенному из цельного куска кожи.

Эти поршни являются самобытной формой обуви, сохранившейся до XX века , и распространённой среди аборигенов Западной Сибири.

Остаётся лишь добавить, что поршни надевали на онучи. В более поздние периоды вместо онуч стали надевать паголенки – толстые вязаные орнаментированные чулки до колен без ступни (мы называем их гетрами). Поскольку крестьяне считали красивой толстую ногу, зажиточные пейзанки надевали несколько пар паголенок, а бедным ничего не оставалось, как намотать онучи, а на них сверху надеть паголенки, дабы достичь вожделенного идеала красоты и пленить односельчан своими толстыми ногами.

Источник статьи: http://footstation.com.ua/stati/obuv-ot-a-do-ya-porshni/

Поршни

По́ршни — простейшая русская кожаная обувь.

Содержание

Название

по одной версии, происходит из «порчни» от «пъртъ» — лоскут. По другой, оно происходит от прилагательного «порхлый» — порошливый, рыхлый, мягкий, поскольку такова была кожа, из которой они делались. [1] В Древней Руси такая обувь называлась прабошни черевьи или черевья, а в Российской империи также была известна как порушни, постолы, кожанцы, калиги. Одно из письменных упоминаний имеется в Лаврентьевской летописи под 1074 годом, посвящённое черноризцу Исакию: «И на заутренюю ходя преже всихъ, и стояше крѣпко и неподвижно. Егда же приспѣяше зима и мрази лютии, и сьтояше вь прабошняхъ, вь черевьихъ и вь протоптаныхъ, яко примѣрьзняше нози его кь камени, и не двигняше ногами, дондеже отпояху заутренюю».

метод изготовления

В. И. Даль так описывает метод их изготовления: поршни вообще не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздержке, очкуре, ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и тюленьи и прочие: их более. носят летом, налегке, или на покосе, где трава резуча, а рыбаки обувают их и сверх бахил. Зовут поршнями и обувь из опорков сапожных, или берестяники, шелюжники (лапти), даже кенги, плетения из суконных покромок. [2]

Читайте также:  Поршень ремонтного размера фольксваген

По результатам археологических исследований в Новгороде, С. А. Изюмовой было выделено 3 типа поршней: простые, ажурные и составные. Простые шились из прямоугольного куска кожи толщиной 2—2,5 мм, края которого загибались кверху и сшивались. С боков в верхней части делались прорези для кожаного ремешка, с помощью которого поршень и крепился к ноге. Длина этого ремешка достигала 1 метра. Ажурные поршни отличались тем, что на их верхней передней части было несколько рядов прорезей, в которые заплетался ремешок. Составные поршни изготовлялись из более толстой кожи, к основе пришивался ещё треугольный кусок кожи.

Ранние археологические находки поршней в Новгороде датируются концом X — началом XI века. Аналогичная обувь имела хождение и в Европе — в частности, известны находки, датируемые X веком, происходящие из гробницы близ Оберфлахта в Швабии.

Поршни делались не только из дублёной, но нередко — из сыромятной кожи. По Пермской летописи Шишонко известен указ архиепископа Вологодского и Пермского: «Чтобы священникам сырых (сыромятных) коровьих поршней не носити… Они ходят в таких скверных обущах во святилище и бескровную жертву приносят; того ради Бог гневаетца, казнить пожары, и погуби бывают».

Эта обувь использовалась в России вплоть до начала XX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает следующее:

Поршни — обувь в виде лаптя, делаемая дз одного куска кожи, сшиваемого сыромятным ремнем. К поршням, употребляемым охотниками, пришиваются иногда нетолстая подошва и самые низкие каблуки; такие поршни надеваются, обыкновенно, на длинные шерстяные чулки. [3]

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1852819

Кожанная обувь на Руси

По́ршни — простейшая русская кожаная обувь, известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже — небогатый городской люд. Само слово «поршни» переводится с древнерусского «лоскут» или «рыхлый». Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди.Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни — это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи.

По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая — образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.

Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.

Башмаки — группа обуви древних славян — туфли, или башмаки, — отличается от поршней вшитой подошвой. «Вшитая подошва» звучит не слишком красиво, ибо «подошва» .уже само по себе — «то, что пришито». Её нередко кроили даже из другого вида кожи, нежели верх, и соединяли самыми разнообразными видами швов.

Для подошв чаще всего использовалась толстая, прочная кожа из хребтовой части шкуры (иногда лошадиной), а для верха — более эластичная и мягкая, взятая с брюха, «чрева» животного (обычно коровы или козы). Нежные, тонкие башмачки назывались поэтому «черевиками». Это слово сразу вызывает в памяти «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя и кажется нам специфически украинским. Тем не менее оно очень древнее — его нашли в рукописях домонгольской Руси. Более же привычный «башмак» пришёл к нам, как пишут учёные, из турецкого языка, а «туфля» — из германских диалектов, заимствовавших его, в свою очередь, из греческого.

Читайте также:  Мопеды карпаты цилиндр поршень

Сапоги — По мнению исследователей, слово «сапог» попало к славянам от тюркоязычных соседей — кыпчаков, печенегов, кочевников-болгар — и уже из древнерусского языка перешло в финский, карельский эстонский, литовский, латышский. Судя по археологическим данным, сапоги в деревне почти не употреблялись, зато в городе их носили практически все мужчины и женщины, богатые и бедные, дети и старики. Сапоги имели не очень высокое — ниже колена — голенище, которое спереди было обычно повыше, чем сзади, и мягкую подошву без каблука и железных подковок. Иногда такая подошва кроилась из нескольких слоев кожи. Когда она пронашивалась целые части сапога нередко использовали повторно пришивали к новой подошве или, например, кроили из голенищ поршни.

Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.

У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.

Если кожаная обувь сама по себе была признаком некоторой зажиточности, то для владельцев их сапоги, надо полагать, являлись своего рода знаком престижа. Края голенищ богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, не говоря уже о вышивке: у самых зажиточных и знатных на сапогах можно было увидеть и жемчуг. Красные, «червлёные» сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки — бояр. Однако такую роскошную обувь археологи относят к несколько более поздней эпохе.

Мастера-кожевники, «усмари» Древней Руси, шили кожаную обувь на деревянных колодках, которые делались иногда раздвижными. При этом обувь на правую и левую ногу нередко кроилась одинаково. Возможно, потом её разнашивали, а может быть, надевали попеременно. Во всяком случае, именно такую мягкую обувь, а также лапти подразумевает старинный совет: чтобы отделаться в лесу от Лешего, надень обувь с правой ноги на левую, а с левой — на правую. С современной обувью проделать подобное было бы затруднительно.

А вот древние знаки рода, служившие когда-то самым первым украшением обуви, со временем развились в богатый узор. Кожаную обувь расшивали цветными нитками, делали прорези и проплетали в них ремешки, создавая рисунок. Нельзя исключать, что кожу для обуви красили в разные цвета, благо всевозможные красители были отлично известны, а фантазии у наших предков хватало. Археологически это, однако, пока не подтверждается. Сохранились, правда, изображения, но пользоваться ими специалисты не рекомендуют. По их мнению, цвет обуви того или иного персонажа фрески или миниатюры слишком «социально обусловлен» и служит скорее указателем его общественного положения, совсем не обязательно отражая реальность.

Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: *поршни, *башмаки, *сапоги.

Источник статьи: http://matveychev-oleg.livejournal.com/4238148.html

Adblock
detector