Манифольд. Принцип работы манифольда
Манифольд буровой установки (нефтяной).
Манифольд представлен единым блоком с набором вентилей (иногда шаровых кранов) для смешения или перераспределения потока рабочей среды между входом и несколькими выходами, или несколькими входами/выходами. Может быть использован для подсоединения дифференциальных манометров и различных КИП к технологическому оборудованию и магистральным трубопроводам.
Схемы оборудования устья скважин стандартизованы ввиду конструкционного разнообразия скважин и условий бурения. ГОСТом 13862-80 предусмотрены 4 типовых схемы оборудования устья скважин с 1-4 -мя плашечными превенторами при бурении на суше.
Для герметизации устья скважины, определяемой ожидаемой интенсивностью газонефтепроявлений в скважине, рекомендуются такие схемы монтажа оборудования:
- двухпревенторная с 2-мя линиями манифольда;
- трехпревенторная
- с 2-мя линиями манифольда;
- с 3-мя линиями манифольда;
- с 4-мя линиями манифольда.
Схемы манифольдов в соответствии с ГОСТ 13862-90:
Относительно устья скважины допустимо одностороннее расположение манифольда и двухстороннее; манифольд может комплектоваться сепараторами, дросселями с гидроуправлением и пультами управления дросселями.
Манифольд выпускается:
в климатическом исполнении ХЛ и УХЛ, с условными проходами 80, 65 и 50 мм, с дистанционным управлением гидроприводами задвижек, рассчитан на давление в 21 МПа.
Рабочее давление, на которое рассчитаны манифольды: 105, 70, 35 и 21 МПа. Предусмотрены 2 типа задвижек:
с клиновыми задвижками МП,
с прямоточными задвижками МПП.
Блочное исполнение манифольда типа МП маркируется МПБ. Шифр манифольда включает цифровое обозначение диаметра в мм проходного отверстия и в МПа — рабочего давления. К примеру, манифольд диаметром 80 мм, рассчитанный на давление 35 МПа, имеет маркировку МПБ-80Х35.
ООО «Стандарт» (Екатеринбург) занимается производством промышленного нефтепромыслового оборудования, включая манифольды.
Манифольд МПБ5-80х35
производит выпуск из скважины жидкостных сред и газа через рабочую и аварийную нагнетательные линии;
делает возможным осуществление циркуляции бурового раствора через скважину с регулировкой избыточного давления на устье;
производит закачку раствора в межтрубное пространство ЦА (цементировочными агрегатами) или буровыми насосами.
Манифольд МПБ-80х35 изготовлен для обвязки стволовой части противовыбросового оборудования нефтегазоскважин в процессе их строительства, безопасного ведения ремонтных работ, предупреждения выбросов и открытого фонтанирования, охраны земных недр и окружающей среды.
Конструкционные особенности манифольда МБП5-80х3. Принцип работы
коренные задвижки с ручным управлением или ручным и гидроуправлением,
блоки дросселирования и глушения, имеющие задвижки, тройники, крестовины, регулируемые дроссели с ручным и дистанционным управлением, гасители потока, обратный клапан, манометры с разделителями сред,
напорные трубопроводы и пакеты трубопроводов низкого давления.
ГОСТ 13862-90 предусматривает для манифольдов 5 схем обвязки для условных диаметров прохода 80, 65 и 50 мм.
Обвязка превенторов — манифольд — управляет давлением в скважине при нефтяных или газовых проявлениях, воздействуя на пласт закачкой раствора и создания противодавления на него.
Линии дросселирования и глушения манифольда соединены со стволовой частью оборудования для герметизации и образуют систему трубопроводов и арматуры (задвижки, манометры, регулируемые дроссели с ручным или гидроуправлением и др. приборы).
Линия глушения, соединенная с буровыми насосами, используется для закачки в скважину утяжеленного раствора по межтрубному пространству или же для слива газированного бурового раствора в камеру — дегазатор циркуляционной системы буровой установки, по необходимости.
Линия дросселирования предназначена для слива бурового раствора и отбора проб пластовых флюидов из скважины с противодавлением на пласт, возможно использование для закачки жидкости в скважину посредством ЦА-агрегатов.
Дросселирование, происходящее с изменением давления и температуры протекающей среды (будь то жидкость, пар, газ) через местное гидродинамическое сопротивление потоку — дроссель (сужение трубопровода, клапан, вентиль, задвижка, кран и др.) востребовано для измерения и регулирования расхода газов и жидкостей.
Задвижками считаются запорные устройства, перекрывающие проход поступательным перемещением затвора в перпендикулярном направлении по отношению к движению транспортируемого средового потока. Малое значение гидравлического сопротивления задвижек позволяет их применять на трубопроводах с постоянным большескоростным движением транспортируемой среды.
Источник статьи: http://standart-ekb.ru/poleznye-stati/296/
НАГНЕТАТЕЛЬНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ БУРОВЫХ НАСОСОВ
Нагнетательные трубопроводы (манифольды) служат для подачи бурового раствора от насосов в скважину при бурении или промывках. Нагнетательный трубопровод состоит из вертикальной и горизонтальной частей. Вертикальная часть называется стояком. Их монтируют на наружной грани вышек и крепят хомутами. Между стояком и элементами вышек устанавливают деревянные прокладки. В верхней части стояк имеет горловину с фланцем для присоединения к буровому шлангу, который вторым концом соединяется с вертлюгом.
Изготовляют манифольды в заводских условиях из углеродистых сталей, обладающих хорошей свариваемостью (сталь марки 20). При отсутствии заводских манифольдов допускается их изготовление в полевых условиях из бурильных труб группы прочности Д или Е диаметром 127 или 140 мм с толщиной стенки 10—11 мм в зависимости от рабочего давления в трубопроводе. На высоте 1,5—2 м от пола буровой к стояку приваривают патрубок, на который устанавливают манометр. Выше пола буровой на стояке монтируют задвижку высокого давления.
В зависимости от типа буровой установки применяют различные варианты монтажа горизонтальной части манифольда: каждый насос можно соединять со стояком отдельным трубопроводом, или же от стояка прокладывают общий трубопровод, к которому подключают каждый насос. В современных установках используется в основном последний вариант манифольда.
Техническая характеристика нагнетательных трубопроводов приведена в табл. 26.
Горизонтальная часть манифольда монтируется прямолинейной с уклоном в сторону насосов для возможного слива раствора из труб самотеком при остановках. работы в зимнее время.
Для трубопроводов используют бурильные трубы труппы прочности Д и Е диаметрами 114, 127 и 140 мм с толщиной стенок 10—11 мм. Трубы соединяют сваркой, при помощи фланцев или быстроразъемных соединений. С целью ускорения монтажа нагнетательного трубопровода применяют быстроразъемные замковые соединения следующих конструкций: плоские с несмещенной осью трубопровода и сферические со смещаемой осью в пределах до 15°, которые упрощают монтаж трубопровода. Плоское соединение (рис. 54,а) состоит из двух патрубков 1 и 4, которые приваривают к трубам. Патрубки имеют фланцы с наружной конической поверхностью, между фланцами устанавливают прокладку 2. Соединяют фланцы шарнирным хомутом 3. Шарнирный хомут (рис. 54,б) состоит из двух половин 4 и 5, к которым приварены серьги 1 и 3. Соединяются обе половины осью 2 и болтом с гайкой 6 и 7.
Сферическое соединение (рис. 54,6) состоит также из
двух патрубков 1 и 4. Патрубок 4 имеет проточку под уплотнительную прокладку 5, патрубок 1 — седло с внутренней сферической и наружной конической поверхностями. На патрубок с шарообразной поверхностью устанавливают накидное упорное кольцо 2 с внутренней сферической и наружной конической поверхностями. Соединяют патрубки также шарнирным хомутом 3. Могут применять также и другие конструкции быстроразъемных соединений.
Элементы быстроразъемных соединений к секциям нагнетательного трубопровода приваривают на заводах или в мастерских. При монтаже буровой трубопровод должен собираться из готовых секций. Трубопровод крепят хомутами к специальным забетонированным стойкам или к крупноблочным основаниям оборудования.
Рис. 54. Быстроразъемные соединения манифольда
Рис. 55. Монтажный компенсатор
Для упрощения монтажа нагнетательных трубопроводов между отдельными блоками буровой установки применяют монтажные компенсаторы, обеспечивающие угловое смещение оси трубопровода до 10° и линейное перемещение до 200 мм. Монтажный компенсатор (рис. 55) состоит из двух сферических соединений 1 и 3, смещаемых под углом, и телескопического винтового соединения 2, смещаемого по оси в пределах 200 мм.
На нагнетательных линиях около каждого насоса после компенсаторов устанавливают отсекающую задвижку высокого давления или обратный клапан с целью возможности работы одним насосом в случае ремонта второго. Кроме этого около насоса устанавливают пусковую задвижку, которая устраняет гидравлический удар при пуске насоса и выравнивает давление в нагнетательной линии при восстановлении циркуляции бурового раствора. Нагнетательный патрубок пусковой задвижки соединяют с приемной емкостью. При монтаже общего для всех насосов нагнетательного трубопровода в конце его можно устанавливать одну пусковую задвижку, которая обеспечивает возможность пуска любого насоса.
В качестве пусковых задвижек в основном применяют дроссельно-запорные устройства ДЗУ-250 с дистанционным управлением. Дроссельно-запорное устройство (рис. 56) состоит из корпуса 1, пневматического цилиндра 2 с поршнем 3 и запорного клапана 4 с седлом 5. Устройство соединяется с нагнетательным трубопроводом при помощи накидной гайки 6. Привод дроссельно запорного устройства осуществляется пневматическим цилиндром 2 двойного действия (открытие — закрытие). Воздух в цилиндр подается через штуцеры от пневмо системы буровой установки при помощи крана, установленного на пульте бурильщика. От размера внутреннего диаметра штуцеров зависит скорость перемещения клапана 4. Буровые насосы запускаются при открытом запорном клапане. Подачей сжатого воздуха в верхнюю полость пневматического цилиндра система поршень — шток — клапан перемещается вниз, плавно перекрывает клапан и повышает давление в нагнетательном трубопроводе. К нижнему отводу корпуса присоединяют трубу и выводят ее в приемную емкость.
Рис. 56. Дроссельно-запорное устройство ДЗУ-250 дистанционного управления
На нагнетательном трубопроводе могут устанавливаться отводы для наполнения раствором запасных емкостей.
В этом случае на каждом отводе ставят задвижку высокого давления. Для работы в зимних условиях горизонтальная часть нагнетательных линий обычно прокладывается вместе с паропроводом и утепляется термоизоляцией (кошмой, стекловатой и др.).
При бурении разведочных скважин обычно монтируют дополнительный насос. Нагнетательный трубопровод этого насоса соединяют с механизмами приготовления и утяжеления раствора (гидромешалками, гидросмесителями) и при помощи его раствор перекачивают в рабочие и запасные емкости.
На нагнетательном трубопроводе устанавливают компенсаторы и предохранительные клапаны. После окончания монтажа перед сдачей буровой в эксплуатацию нагнетательные трубопроводы подвергают гидравлическому испытанию (опрессовке) на давление, превышающее максимальное рабочее на 50%. Опрессовку производят при помощи цементировочного агрегата. На испытание трубопровода составляется акт.
Источник статьи: http://helpiks.org/1-90101.html
Назначение манифольда в системе буровой установки
При разработке и добыче используется огромное количество самого разного оборудования и инструментов. Сделать этот невероятно сложный технологический процесс максимально безопасным и продуктивным — задача непростая, требующая серьезных разработок. Поэтому даже довольно простые на вид решения — это всегда результат десятилетий работы специалистов, многократных испытаний, доработок и усовершенствований.
В этой статье поговорим о манифольдах буровых установок, разберемся, зачем они нужны и как работают.
Задачи манифольда
Даже очень далекий от нефтегазовой отрасли человек при первом же взгляде на манифольд поймет, что это переплетение труб и вентилей нужно для того, чтобы перенаправлять и регулировать потоки. Но давайте скажем точнее, какие же именно задачи решает этот узел буровой установки:
- Пропускает через себя в скважину буровой раствор и другие жидкости, причем дает возможность регулировать объем и давление этих жидкостей;
- Направляет раствор от цементировочных агрегатов и буровых насосов в межтрубное пространство, позволяет контролировать подачу;
- Контролирует выпуск из скважины нужных жидкостей и газа, направляет их в трубопровод.
Именно за счет наличия в системе манифольда можно очень быстро и эффективно контролировать все рабочие показатели в скважине, причем делать это с одного рабочего места, без необходимости перемещаться между объектами и агрегатами.
Время, необходимое на изменение параметров в бурении и добыче очень важно: система работает с очень большим давлением и нагрузкой на узлы. В случае нарушений или возникновения нештатных ситуаций, тяжесть последствий для оборудования напрямую зависит от продолжительности воздействия. Поэтому возможность быстро открыть один вентиль и заглушить другой может напрямую влиять на безопасность людей и сохранность оборудования.
Устройство
Манифольд состоит из линий: трубопроводов с установленными на них разными видами запорной арматуры. Линий может быть несколько, в зависимости от того, что требуется на каждой конкретной буровой установке, типа скважины, состава другого оборудования, задействованного на площадке.
По компоновке манифольд может быть одно- и двухсторонним. В первом случае все входящие в состав трубопроводы и арматура размещаются с одной стороны скважины на единой площадке, а во-втором — по сторонам скважины.
Выделяют следующие типы линии:
- Глушения. Включает и выключает подачу бурового раствора в скважину, отбора из скважины пластовой жидкости.
- Дросселирования. Регулирует поток жидкостей в скважину и из нее, за счет дросселя (подвижной перегородки).
Непосредственно перекрытие и регулировка потока происходит за счет задвижек, дросселей, тройников, крестовин, гасителей потока, обратных клапанов. Для контроля давления все ключевые точки снабжены манометрами.
Довольно часто на манифольды устанавливаются блоки с дистанционным управлением, позволяющие производить все операции в удаленном режиме, без необходимости для оператора находиться непосредственно у манифольда.
Как выбрать
Самое важное, что нужно учитывать при подборе бурового оборудования — это качество производства. Из-за того, что разработка производится с использованием высокого давления, даже незначительные отклонения или некачественное сырье повышают риск возникновения аварийных ситуаций, небезопасных для людей.
Толщина труб, рабочие характеристики всех элементов, допуски и особенные требования определяются стандартами. В нашем каталоге вы можете найти только те детали и агрегаты, которые прошли проверку и официально одобрены для использования в составе буровых установок.
Источник статьи: http://www.tdmashzavod.ru/articles/naznachenie-manifolda-v-sisteme-burovoy-ustanovki/