Меню

Как поменять масляный насос зил 130

Как поменять масляный насос зил 130

Сборка масляного насоса двигателей 3M3-53 и ЗИЛ-130

В двигателях 3M3-53 и ЗИЛ-130 установлены двухсекционные масляные насосы сходной конструкции, поэтому их можно собирать в одной и той же последовательности. Ниже изложена технология сборки только масляного насоса двигателя ЗИЛ-130, детали которого изображены на рис. 84. Сборку насоса начинают с подсборки корпуса верхней секции, крышки масляного насоса, корпуса 16 нижней секции, валика 1 масляного насоса.

Подсборка корпуса верхней секции. Корпус 4 верхней секции устанавливают в тиски. В отверстие в корпусе запрессовывают ось 22 ведомой шестерни 21 верхней секции с натягом 0,010 — 0,052 мм сначала легким ударом медного молотка, а затем под прессом заподлицо с верхней плоскостью корпуса масляного насоса. При запрессовке оси необходимо применять направляющую втулку.

При подсборке крышки масляного насоса в отверстие крышки под редукционный клапан вставляют плунжер 18, пружину 19 и завертывают пробку 20 с прокладкой 14.

Подсборка корпуса нижней секции. Установку оси 15 ведомой шестерни 17 в корпус 16 нижней секции ведут аналогично установке оси верхней секции с той лишь разницей, что ось запрессовывают с утопанием торца оси от плоскости разъема корпуса не более 0,5 мм. Затем в отверстие корпуса под перепускной клапан вставляют шарик 13, пружину 12 и заворачивают пробку 11 перепускного клапана с прокладкой 14.

При подсборке валика 1 масляного насоса в его паз вставляют сегментную шпонку 23. Затем на валик, устанавливаемый на подставку, напрессовывают ведущую шестерню 6 верхней

секции таким образом, чтобы можно было надеть пружинное кольцо 2. После установки пружинного кольца шестерню запрессовывают до упора в кольцо и на валик надевают крышку 7 масляного насоса, второе пружинное кольцо 2, устанавливают шпонку и напрессовывают ведущую шестерню 10 нижней секции насоса до упора в пружинное кольцо.

При окончательной сборке масляного насоса из перечисленных узлов , корпус верхней секции за-жимают в тисках. Затем на торцы корпуса верхней секции накладывают прокладки 3 и 5, на ось надевают ведомую шестерню 21 верхней секции и в корпус устанавливают валик масляного насоса (зазор равен 0,030—0,078 мм) в сборе с ведущими шестернями и крышкой. После установки валика вставляют центрирующие шти-фты 8, накладывают прокладку 9 и на центрирующие штифты надевают корпус нижней секции с установленной в нем ведомой шестерней 17. Затем, надев на болты крепления крышки шайбы, заворачивают их в отверстия масляного насоса. На валик привода масляного насоса напрессовывают центрирующую втулку 24 так, чтобы размер от торца вала насоса до торца втулки был равен 8 мм. Втулку на валик напрессовывают с натягом 0,004 — 0,048 мм. При сборке насоса следует особо обращать внимание на следующее. Зазоры должны быть в пределах между зубьями шестерен и стенками гнезда корпуса 0,050 — 0,087 мм, зубьями шестерен 0,140 — 0,300 мм, торцами зубьев шестерен и крышкой 0,120 — 0,205 мм, а между торцами шестерен и корпусом нижней секции 0,135 — 0,188 мм. Валик масляного насоса, установленный в корпус насоса, после затяжки болтов должен легко проворачиваться от руки.

После сборки масляный насос устанавливают на стенд для испытания. Давление, развиваемое насосом, проверяют на вазелиновом масле «Т» (ГОСТ 1840—51) при температуре масла 18—20°С. При 400 об]мин валика насоса давление должно быть равно: для верхней секции не менее 2,4 кГ/см2 и для нижней секции не менее 0,6 кГ/см2.

Читайте также:  Устройство ручного насоса термопота

Редукционный клапан верхней секции должен открываться при давлении 2,75—3,0 кГ/см2, а перепускной клапан нижней секции при давлении 1,2—1,5 кГ/см2. Работу редукционного клапана (момент открытия, отсутствие заклинивания плунжера при перемещении в крышке) необходимо проверять дважды. После окончания испытаний масляный насос снимают со стенда и передают на общую сборку двигателя.

Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/00660dvigateli/005_00_remont_v_obraznih_karburatornih_dvigatelei_zil_130_podshekoldin_1968/033.htm

Как поменять масляный насос зил 130

МАСЛЯНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

Масляный насос двухсекционный, шестеренчатый. Верхняя секция его подает масло в систему смазки двигателя, а нижняя — в воздушно-масляный радиатор автомобиля ЗИЛ-130.

В корпусе 6 верхней секции насоса (рис. 58) установлен вал 5, на верхнем конце которого имеется паз. На этот конец вала надета центрирующая втулка 4, повышающая жесткость верхней части вала. В паз входит перо промежуточного вала привода насоса.

На валу 5 на сегментных шпонках установлены ведущие прямозубые шестерни 7 и 10 соответственно верхней и нижней секций насоса. Ведомая шестерня 14 верхней секции сидит на оси.

Верхняя секция отделяется от нижней промежуточной крышкой 13, в которой размещен редукционный клапан 3. Его плунжер поджимается цилиндрической пружиной. Клапан отрегулирован на давление 2,75—3 кгс/см2. При давлении ниже 2,75 кгс/см2 плунжер клапана упирается торцовой поверхностью в расточку крышки. По мере возрастания давления плунжер клапана перемещается по направляющей и при давлении 2,75—

3,0 кгс/см2 кромка плунжера открывает отверстие, через которое масло из линии нагнетания перепускается в линию всасывания.

Плунжер клапана под действием периодических импульсов давления, создаваемых зубчатым зацеплением, может колебаться с частотой

На некоторых режимах частота этих колебаний может совпадать с собственной частотой колебаний плунжера на пружине. Резонанс в этой системе сопровождается резким увеличением амплитуды колебаний плунжера, что иногда может быть причиной поломки его пружины.

Исследование колебаний плунжера редукционного клапана масляного насоса двигателя ЗИЛ-130 показало, что частота собственных колебаний плунжера значительно меньше частоты возбуждающих колебаний, а амплитуда колебаний его невелика (максимальная амплитуда не превышает 0,75 мм при частоте 70 Гц, рис. 59). Колебания исследованы с помощью специального малогабаритного дифференциального индуктивного датчика перемещений с сер-дечником из карбонильного железа, связанного с плунжером клапана. Датчик питался переменным током (частота 8 кГц).

Рис. 58. Масляный насос:
1 — корпус нижней секции; 2 — перепускной клапан; 3 — редукционный клапан; 4 — центрирующая втулка; 5 — вал масляного насоса; 6 — корпус верхней секции; 7 — ведущая шестерня верхней секции; 8 — пружинное кольцо; 9 — штифт; 10 — ведущая шестерня нижней секции; 11 — ведомая шестерня нижней секции; 12 — прокладки: 13 — промежуточная крышка; 14 — ведомая шестерня верхней секции

Характеристики верхней секции масляного насоса по противодавлению показаны на рис. 60. В рабочем диапазоне давлений насос имеет достаточно высокие объемный и гидравлический к. п. д. Гидравлический к. п. д. при давлении до 3,5 кгс/см2 в рабочем диапазоне частоты вращения колеблется от 0,82 до 0,87. Полный к. п. д. этой секции насоса при давлении 3,5 кгс/см2 находится в пределах 0,6—0,7.

Подача нижней секции насоса составляет примерно 40% подачи верхней секции.

В корпусе нижней секции расположен шариковый редукционный клапан с цилиндрической пружиной.

Давление, при котором открывается этот клапан, равно 1,2 кгс/см2, что предохраняет воздушно-масляный радиатор от разрушения при пуске двигателя на холодном масле.

Читайте также:  Насос автомат джамбо 70 50 п 24 неисправности

На подачу масляного насоса влияет осевой зазор между торцами шестерен и корпусом насоса, равный 0,05—0,09 мм. Этот зазор создается с помощью тонких бумажных прокладок, устанавливаемых между каждым корпусом и промежуточной крышкой. В случае увеличения торцового зазора свыше 0,2 мм резко ухудшается гидравлический к. п. д. насоса. Так, при давлении

2,0 кгс/см2 в случае увеличения зазора с 0,2 до 0,3 мм гидравлический к. п. д. уменьшается с 0,72—0,73 до 0,56—0,60, а при за-зоре 0,4 мм этот к. п. д. равен всего 0,25—0,35 (при частоте вращения вала насоса 250—500 об/мин). Изменение радиального зазора в меньшей степени влияет на гидравлический к. п. д. насоса.

Некоторые параметры масляного насоса двигателя ЗИЛ-130 приведены в табл. 18.

18. Основные параметры масляного насоса

Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/00660dvigateli/005_avtomobilni_dvigatel_zil_130_Kriger_1973/060.htm

Назначение, устройство, и работа масляного насоса двигателя Зил-130

1)Ремонт-это комплекс операций по восстановлению исправного, или работоспособного состояния ресурса и обеспечения безопасности работы автомобиля и его составных частей.

Ремонт подразделяют на текущий и капитальный.

2)Текущий ремонт осуществляется в автотранспортных предприятиях или на станциях технического обслуживания и заключается в устранении мелких неисправностей и отказов автомобиля, способствуя, выполнению установленных норм пробега автомобиля, до капитального ремонта. Текущий ремонт включает проведение разборачно-сборачных, слесарных, сварочных и других работ, а также замену деталей в агрегатах (кроме базовых) и замену отдельных узлов и агрегатов, требующих ремонт. При текущем ремонте агрегаты меняются только в том случае, если время ремонта агрегата превышает время, необходимое для его замены.

3)Капитальный ремонт автомобилей, агрегатов и узлов выполняется на специализированных предприятиях. Он предусматривает восстановление работоспособности автомобиля и агрегатов для обеспечения их пробега до следующего капитального ремонта или спасения их, но не менее чем при 80% их пробега для новых автомобилей агрегатов. При капитальном ремонте автомобиля или агрегата выполняются его полная разборка на узлы и детали, которые ремонтируют или заменяют. Легковые автомобили и автобусы направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт его кузова. Грузовые автомобили направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт рамы, кабины, а также трёх основных агрегатов. За свой срок службы автомобиль подвергается, как правило, одному капитальному ремонту.

Для нагнетания масла в магистральны каналы и подачи его под давлением к трущимся деталям узлов и механизмов двигателя служит масляный насос.

Двухсекционный, шестерёнчатый масляный насос состоит из корпуса верхней и корпуса нижней секции насоса, разделённых между собой промежуточной крышкой. Ведущие шестерни соответственно верхней и нижней секции с помощью шпонок крепятся на валу насоса, который приводится в действие от распределительного вала. В корпусе каждой секции на осях свободно установлены ведомые зубчатые колеса. Давление масла, нагнетаемого в радиатор, поддерживается шариковым перепускным клапаном, отрегулированным на давление 0,12- 0,15 МПа.

При работе насоса масло из картера двигателя подается во всасывающие полости верхней и нижней секций, заполняет впадины между зубьями зубчатых колес и далее переносится вдоль стенок корпусов и в полость нагнетания, из которых оно поступает к масляным фильтрам и радиатору.

Технологическая карта разборки

Наименование и содержание работ

Снимают шестерню привода масляного насоса. Для этого болты ввёртывают до упора в шестерню, винт упирают в торец вала. Вращая рукоятку, ввёртывают винт в траверсу до полного снятие шестерни.

Разконтрогаивают и выворачивают болты крепления нагнетающей, и радиаторной секцией масляно насоса.

Читайте также:  Насос топливный для mtu

Снимают радиаторную секцию. Для этого устанавливают нагнетательную секцию так, чтобы упор был на корпус и выпресовывают валик насоса на 19мм. затем подкладывают под ведущую шестерню нагнтеющей секции металлические прокладки толщиной 17-18мм. И выпресовывают валик ещё на 15-16мм.

Снимают ведущую шестерню нагнетающей секции.

Удаляют прокладки и вынимают шпонки ведущих шестерен.

Вынимают валик в сборе с приводом шестерней.

Технологическая карта сборки

Наименование и содержание работ.

Вставить проводной валик насоса.

Устанавливают прокладки и шпонки шестерен.

Ведущую шестерню нагнетающей секции запрессовывают до упора, выдерживая зазор 1-1,5мм. Между корпусом и приводной шестерней.

Устанавливают радиаторную секцию.

Заворачивают болты крепления нагнетающей и радиаторной секций масляного насоса и законтрогаивают их.

Устанавливают приводную шестерню масляного насоса и закрепляют её с помощи гайки.

Основные неисправности, их влияние на работу

Износ крышки корпуса насоса: при повышенном зазоре между торцами шестерен и крышкой насоса может быть недостаточное давление масла в системе.

Износ шейки ведущего валика: при работе она изнашивается в диаметре, вследствие чего давление масла в системе снижается.

Износ шейки ведомого валика: при работе она изнашивается в диаметре, вследствие чего давление масла в системе снижается.

Износ или поломка шестерней: при работе зубья шестерен изнашиваются, между ними образуется недопустимо большой зазор, из-за чего давление масла снижается.

Заедание редукционного клапана в закрытом положении: при этом давление масла повышается.

Заедание редукционного клапана в открытом положении: при этом давление масла понижается.

Износ оси ведомого зубчатого колеса: при работе она изнашивается и между ведомым зубчатым колесом и осью образуется недопустимо большой зазор, при котором давление масла в системе снижается.

Износ шпонки: при работе шпонка изнашивается, из-за этого недопустимо ослабевает крепление ведущей шестерни на валу, вследствие чего давление масла в системе снижается.

1)Изношенную поверхность крышки корпуса шлифуют на станке.

2)Шейку ведущего валика шлифуют под ремонтный размер или хромируют с последующим шлифованием по рабочему чертежу.

3)Шейку ведомого валика шлифуют под ремонтный размер или хромируют с последующим шлифованием по рабочему чертежу.

4)Изношенные шестерни заменяют.

5)Редукционный клапан регулируют шайбами между колпачками и пружиной.

6)Ось ведомого зубчатого колеса восстанавливают хромированием с последующей обработкой под номинальный размер.

7)Изношенную шпонку заменяют.

Требования техники безопасности, при обслуживание и ремонте, состоит главным образом в правильной организации рабочего места, оснащением его необходимыми приспособлениями и инструментами, обеспечивающие безопасную работу.

Пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, использовать их только по назначению.

Выполнять технику безопасности при работе с приборами для проверки масляного насоса.

Запрещается класть инструменты на оборудование и на ограждения.

При шлифовании поверхности крышки корпуса на стенке, необходимо одевать защитные очки.

При вырисовывании валика необходимо следить за безопасным положением масляного насоса на прессе.

По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места.

«Организация рабочего места. Оборудование, приспособление, инструмент»

http://www.km.ru/referats/1CAB6A576BF244C4A14E4495A4BB1172

Adblock
detector