Меню

Пнс 110 зил 131 двигатель насоса

Назначение,общее устройство, ТТХ пожарной насосной станции ПНС-110(131)

Пожарная насосная станция не имеет возимого запаса воды. Она предназначена для перекачки воды по магистральным рукавным линиям из естесственных или искусственных водоисточников: к передвижным лафетным стволам, к ПА, к месту крупного пожара для создания резервного запаса воды.

Общее устройство ПНС-110(131): — шасси;-установка оборудования; — система охлаждения; — дизельный двигатель привода пожарного насоса; — система выхлопа; — кузов;- система очистки воздуха; -дополнительное электрооборудование; — пожарный насос: — система управления; — насосная рама;

запасное колесо; — топливная система; -рама; -система смазки; — вакуумная система.

Все ПНС создаются на полноприводных шасси(6*6)с удельной мощностью не менее 11 кВТ/т.Боевой расчет -3 чел. На них устанавливают пожарные насосы,обеспечивающие подачу воды 100-110 л/с при напорах 100 м. На ПНС эксплуатируются 2 двигателя: двигатель шасси и двиг-ль пожарного насоса.

ПНС -110(131) может использоваться для подачи воды по магистральной линии -рукавам диаметром 150 мм на значительные расстояния (4-5 км). Она может обеспечить водой лафетные стволы, АГВТ, другие автомобили, участвующие в тушении крупных пожаров. Поскольку насосная станция работает продолжительное время в стационарном режиме, летом необходимо поддерживать оптимальный температурный режим двигателя с помощью системы дополнительного охлаждения двигателя. Для подъема и опускания всасывающего рукава с всасывающей сеткой при установке ПНС на водоисточник и уборке рукавной линии служит стрема с лебедкой и тросовой передачей. Вращением рукоятки лебедки осуществляется подъем и опускание хомута с рукавом.

мощность (максимальная), кВт(л.с.) — 110(150)

скорость (максимальная), км/ч — 80

Всасывающее устройство — автоматическая вакуумная система

Геометрическая высота всасывания, м — 7

Время заполнения насоса водой при геометрической высоте всасывания 7м, с — 85

Масса автомобиля с полной нагрузкой, кг — 10200

9. Конструктивные особенности системы смазки ДВС с «сухим» картером. Необходимость ее применения в автономном двигателе ПНС-110(131)-131. Достоинства и недостатки. Сухим картером называется система подачи смазки на детали двигателя, организованная не как обычно, а из отдельного резервуара. Сделано это для того, чтобы детали двигателя не испытывали масляного голодания, ведь в езде по бездорожью, масло в поддоне будет сильно плескаться, а значит обязательно возникнут трудности с его своевременной и бесперебойной подачей.

Можно выделить основные составляющие данной системы:

1. выкачивающий и подающий насос (производит забор масла из картера и подает на детали двигателя);

2. масляный бак (содержит основной его запас);

Название сухой довольно условное, так как жидкость все равно стекает именно в картер, но оттуда сразу забирается выкачивающими насосами, обратно в резервуар, отсюда и название система сухого картера. Насосы имеют несколько секций, каждая из которых выполняет свою функцию, и откачивает масло из определенных секций. Далее, по маслопроводам, смазка попадает обратно в резервуар.

В резервуаре имеется система перегородок-успокоителей, для уменьшения плескания и пенообразования. Система вентиляции обеспечивает удаление воздуха и газов из поступившего масла. Так же имеются датчики давления и температуры, щуп для проверки уровня. Емкость бака может варьироваться в зависимости от объема двигателя и модели автомобиля.

Из бака масло вновь подается в насос, только уже в его нагнетающую секцию, которая обеспечивает необходимое постоянное давление, для подачи в двигатель. Многосекционные насосы устанавливаются на одном валу, с приводом от коленчатого, либо распределительного вала.

По пути проходя через фильтр, оно попадает в радиатор для охлаждения.

Плюсы сухого картера

Бесперебойная подача масла, и его постоянное давление, несомненно, имеют большое преимущество перед обычной, мокрой системой подачи. Какие бы препятствия не встретились на пути, как бы машину не трясло и не качало, смазка неизменно попадет куда требуется и в необходимом количестве. Дополнительно можно отметить то, что масло не имеет долгого контакта с картерными газами, так как сразу забирается насосом, а это продлит срок его эксплуатации.
Сухой картер имеет меньший размер поддона, чем обычный, что зачастую прилично сокращает размер двигателя, на больших и мощных моторах это особенно актуально.

Охлаждение масла, за счет увеличения его объема и циркуляции, так же происходит намного лучше. В некоторой степени увеличивается мощность двигателя, за счет того, что коленвалу не приходится бороться с сопротивлением масла в картере.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s4011t1.html

Пожарные насосные станции

2.7. ПОЖАРНЫЕ НАСОСНЫЕ СТАНЦИИ

Пожарные насосные станции (ПНС) относятся к ос­новным пожарным автомобилям и предназначены для подачн воды по магистральным пожарным рукавам непо­средственно к передвижным лафетным стволам или к по­жарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. Кроме того, ПНС могут использоваться для соз­дания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

В настоящее время ПНС выпускаются на шасси ав­томобиля ЗИЛ-131 [марка ПНС-110(1А]и на прице­пах. Насосные установки ПНС на шасси ЗИЛ-131 и на прицепах не имеют различий, и поэтому ограничимся изучением пожарного автомобиля ПНС-110(131)131А.

Тактико-техническая характеристика ПНС-110(131)131 V

Число мест боеоого расчета (включая водителя) 3

Номинальная мощность при частоте вращения

Тип вакуумного аппарата. гэзоструйный

Наибольшая геометрическая высота всасыва­ния, м. 7

Время заполнения насоса водой при высоте

Максимальная скорость, км/ч (м/с) .,2) Расход топлива при работе насосной установ­ки в номинальном режиме, кг/с 0,015

В комплект пожарпо-технического вооружения по­жарной насосной станции ПНС-110(1А входят, шт.: рукав всасывающий диаметром 200 мм, длиной 4 м — 2; сетка всасывающая СВ-200— 1; ключ для соединений диаметром 200 мм—2; ключ для соединения напорных рукавов — 2; тройник 200Х150Х 130 мм—1; четырехходо — вое разветвление Р-150—2; огнетушитель ОУ-5—1; кана­тик льняной диаметром 12 мм, длиной 10 м — 1. В состав пожарной насосной станции ПНС-110(1А входят следующие основные части: шасси ЗИЛ-131; кузов; ди­зельный двигатель 2Д-12Б; пожарный насос ПН-110Б; вакуумная система; система управления и другие систе­мы, обеспечивающие запуск и работу насосной установки (рис. 2.17).

Подготовка шасси ЗИЛ-131 под монтаж состоит в следующей доработке. Левый топливный бак снимают, изменяют механизм крепления запасного колеса. На рамс шасси дополнительно устанавливают: ящик для по­жарного оборудования (слева за кабиной); ящик для размещения аккумуляторной батареи электростартерно — пого запуска дизельного двигателя (слева за кабиной); раму для дизельного двигателя; раму для пожарного на­соса; раму для крепления запасного колеса (сзади под насосной рамой). Кузов устанавливается на кронштей­нах рам и закрывает дизельный двигатель, насос и дру­гие системы. В кузове предусмотрены ящики для разме­щения пожарного оборудования и двери для доступа к дизельному двигателю, насосу и другому оборудова­нию.

Читайте также:  Как установить насос ручеек в реку

Крутящий момент от дизельного двигателя передается через карданный вал па пожарный насос ПН-110Б. Пе — носмеситель на насосе ПС-12 может обеспечить подачу пенообразователя из емкости другого пожарного автомо­биля в количестве, обеспечивающем работу б, 9 и 12 пе — ногенераторов ГГ1С-600 в зависимости от положения што­ка на пепосмеснтеле. При этом необходимо помнить, что давление на выходе из насоса должно быть не менее 0.735 МПа, а давление на входе в насос — не более 0,147 МПа.

Вакуумная система ПНС-1А состоит из га­зоструйного вакуумного аппарата, работающего на от­работанных газах транспортного двигателя ЗИЛ-131, и вакуумного клапана, установленного на пожарном на­сосе ПН-110Б. Запуск дизельного двигателя насосной ус­тановки осуществляется электростартером или сжатым воздухом (дополнительная система) от специального бал­лона объемом 25 л. В зимнее время для обеспечения за­пуска предусмотрел предпусковой подогрев дизельного двигателя подогревателем ПЖД-600. Теплая вода посту­пает к головкам блока дизельного двигателя, обогревает его, а затем проходят через змеевик маслобака, подо­гревая масло, и возвращается к подогревателю.

В летнее время при длительной работе дизеля может

быть включена дополнительная система охлаждения. По­ла от пожарного насоса будет поступать к холодильнику (теплообменнику) и охлаждать воду в основной системе охлажения.

Для управления работой насосной установки и двига­теля шасси на автомобиле ПН-110(1А предусмот­рена система, которая включает: механизмы управления сцеплением и подачей топлива дизеля; механизм управ­ления вакуумным насосом; механизм управления пода­чей топлива двигателя шасси; механизм управления жа­люзи радиатора.

Механизм управления сцеплением дизельного двига­теля состоит из ппевмоцилнндра двухстороннего действия, шток которого воздействует на рычаг включения сцепле­ния. Воздух к пневмоцилиндру сцепления поступает от ресивера тормозной системы шасси ЗИЛ-131. Для обеспе­чения работоспособности тормозной системы автомобиля предусмотрен клапан-ограничитель, который пропускает воздух к пневмоцилиндру сцепления только при давлении в ресивере более 0,5 МПа.

Управление вакуумным насосом и подачей топлива двигателя шасси и дизельного двигателя осуществляется нз насосного отсека с помощью специальных рычагов, ко­торые через систему тяг и канатов связаны с исполни­тельными органами. Все контрольные приборы по дизель­ному двигателю и насосной установке вынесены на щит управления, который размещен в заднем отсеке автомо­биля.

Для подъема и опускания всасывающей линии в комп­лекте приспособлений па автомобиле ПНС-1Л имеется стрела (рис. 2.18). Подъем и опускание всасыва­ющей линии производят вращением рукоятки на лебед­ке. Всасывающая сетка на всасывающей рукавной ли­нии кроме основного клапана, который предназначен для сохранения воды при срыве столба жидкости во время работы насоса, имеет еще и предохранительный клапан, который защищает от повреждения массой воды при сры­ве столба жидкости основной клапан.

Пожарные насосные станции используются для подачи воды непосредственно к месту пожара (до восьми ство­лов) до магистральной линии диаметром 150 мм с ис­пользованием разветвлений РЧ-150 и рабочих линий ди­аметром 77мм. Они могут подавать воду на значитель­ные расстояния по рукавным линиям диаметром 150мм, которыми оборудованы пожарные автомобили, а также работать в режиме перекачки с использованием двух или нескольких насосных станций и рукавных автомо­билей с рукавами диаметром 150 мм.

Для запуска дизельного двигателя насосной установ­ки необходимо произвести работы в такой последова­тельности:

затормозить автомобиль ручным тормозом; включить «выключатель массы» аккумуляторной ба­тареи дополнительного электрооборудования;

открыть кран топливных баков и кран бака подогре­вателя для заполнения топливного насоса и магистрали топливом;

установить рукоятку подачи топлива дизеля на ‘/з ее хода;

включить маслопрокачнвающий насос и создать дав­ление масла в дизеле не ниже 0,25 МПа;

убедиться в том, что сцепление дизеля выключено; включить стартер, и после того, как дизель начал ра­ботать, выключить маслопрокачнвающий насос и стар­тер;

установить частоту вращения холостого хода равной 8,33с-1 (500. 000 мин-1) и проверить давление масла в дизеле. Оно должно быть не менее 0,25 МПа. Если дав­ление масла ниже, нужно остановить дизель, выяснить и устранить причину снижения давления; закрыть кран бака подогревателя; прогреть дизель на холостом ходу при частоте вра — шеиия 10. 13,3 с-1 (600. 800 мин-1). По достижении тем­пературы охлаждающей жидкости и масла 45°С вклю­чить пожарный насос. включить вакуумный затвор и вакуумный насос пе­ремещением рукояток «па себя» и увеличить обороты двигателя шасси ЗИЛ-131;

как только вода покажется в глазке вакуумного за­твора, выключить его и вакуумный насос поворотом ру­кояток «от себя»;

включить муфту сцепления дизеля тумблером на щит­ке приборов, сбавить обороты двигателя шасси;

создать напор в насосе 0,5. 0,6 МПа и после этого плавно открыть задвижки напорных патрубков и устано­вить необходимый режим работы насоса; остановить двигатель шасси.

В случае если включить сцепление дизеля с помощью пневмопривода не удается, нужно установить рукоятку на хвостовик рычага механического привода и включить сцепление вручную. После возвращения с пожара выяс­нить и устранить причину неисправности пневмопривода сцепления. Во время работы насосной установки необхо­димо контролировать параметры по приборам на щитке. При номинальной мощности давление масла в дизеле должно быть 0,5. 1,05 МПа, температура масла 80. 90°С, температура воды в системе охлаждения 75. 95Х.

Для поддержания температуры воды и масла двига­теля в указанных пределах при необходимости включают систему дополнительного охлаждения. В этом случае для предотвращения гидроудара необходимо сначала открыть вентиль на трубопроводе дополнительной системы ох­лаждения во всасывающую полость насоса, а затем на трубопроводе от напорной полости насоса. При отклю­чении системы дополнительного охлаждения дизеля не­обходимо сначала закрыть вентиль на трубопроводе от напорной полости насоса. При работе системы дополни­тельного охлаждения давление в пей не должно превы­шать 0,15 МПа. Контролировать это давление необходи­мо по специальному манометру на трубопроводе от на­соса, а регулировать с помощью открытия (закрытия) вентиля на трубопроводе системы дополнительного ох­лаждения от напорной полости насоса. Вентиль па тру­бопроводе во всасывающую полость насоса должен быть полностью открыт.

Читайте также:  Проверочная клемма топливного насоса ланос где находится

Температура воды в пожарном насосе должна быть не выше 70°С. Если температура воды начинает подни­маться выше данной величины (при работе насоса «на себя»), то необходимо открыть крап слива воды из на­соса. Через каждый час работы насоса необходимо про­изводить смазку манжет в уплотнении насоса путем за­ворачивания колпачка масленки па 2. 3 оборота.

После окончания работы на насосной станции необ­ходимо выполнить следующие операции:

сбавить обороты дизеля до оборотов холостого хода 10. 13,3с-‘ (мин-‘);

выключить муфту сцепления дизеля; дать поработать дизелю на оборотах холостого хода до снижения температуры воды в системе охлаждения до 75 °С и остановить его, плавно уменьшая подачу топлива до нуля;

открыть клапан всасывающей сетки, потянув за ве­ревку, слить воду из всасывающей линии, поднять вса­сывающую линию и сетку из воды с помощью стрелы, разобрать всасывающую линию;

отсоединить рукава от напорных патрубков насоса; слить воду из насоса через кран слива, открыв кран и одну из задвижек на насосе;

закрыть кран слива и все задвижки на насосе, уста­новить заглушку на всасывающий патрубок насоса;

выключить «Выключатель массы» аккумуляторной батареи дополнительного электрооборудования;

уложить все оборудование, которое использовалось в процессе работы на свои места н закрепить его; закрыть все двери и отсеки кузова. По прибытии в пожарную часть устранить возникшие в процессе работы неисправности, если они имели место; заправить баки топливом, очистить автомобиль от пыли и грязи.

При переходе на эксплуатацию ПНС-110(1А в зимнее время при температуре окружающей среды ни­же 5°С необходимо провести сезонное техническое обслу­живание и заменить масло в двигателе ЗИЛ-131 и дизеле 2Д-12Б согласно инструкции по эксплуатации. В систему охлаждения дизельного двигателя необходимо залить низкозамерзающую специальную жидкость. Перед запус­ком дизельного двигателя зимой необходимо разогреть его с помощью стационарного подогревателя. Перед включением сцепления необходимо убедиться, что рабо­чее колесо насоса не примерзло к корпусу. В случае при­мерзания рабочего колеса насос следует подогреть. Пос­ле окончания работы обязательно полностью слить воду из насоса.

Техническое обслуживание автомобиля ПНС — 110(131)131А производится в соответствии с общими тре­бованиями, изложенными в инструкции по эксплуатации ПНС-110(1А, и специальными требованиями по дизельному двигателю в соответствии с инструкцией по эксплуатации дизеля 2Д-12Б.

10. ПОЖАРНЫЕ НАСОСНЫЕ СТАНЦИИ (ПНС)

ПНС предназначены для подачи воды по магистральным рукавным линиям:

— к передвижным лафетным стволам;

— в водоемы для создания резервного запаса воды.

ИНС монтируются на шасси высокой проходимости, что позволяет опера­тивно изменять место ее установки и быстро вводить в работу.

Такие станции обеспечивают подачу воды для обеспечения работы трех четырех автоцистерн с расходом их насосов 30-40 л/с, перекачивая воду на расстояние до 2 км.

11ри использовании сборно-разборных металлических трубопроводов подача воды может быть увеличена на большие расстояния.

При тушении крупных пожаров ПНС применяется совместно с рукавны­ми автомобилями АР-2, автомобилями водопенного тушения АГВТ 20 или А ВТ-40, пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при т\ шении крупных пожаров, лесных массивов, торфяников, крупных складов. 11ри I ушении газовых н нефтяных фонтанов они обеспечивают работу автомобилей газоводяного тушения (АГВТ) и создании резервного запаса воды.

Современные ПНС создаются на шасси ЗМЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-5557. Технические характеристики пожарных насосных станций представлены в табл. 10.1. и 10.2.

Технические характеристики эксплуатируемых насосных станций

Максимальная скорость, км/ч

Число мест для боевого расчета, включая водителя, чел.

Масса с полной нагрузкой, кг

Наименьший радиус поворота, м

Расход горючего на 100 км, л

Подача воды при высоте всасывания 3,5 м, л/мин

1 [аиболыпая высота всасывания; м

Марка двигателя привода насоса

Мощность двигателя привода насоса, кВт (л. с.)

Время всасывания воды с высоты 7 м, с

Емкость бака для горючего, л:

10.1. Устройство пожарной станции ПНС-110

На ПНС имеются два двигателя: один для привода шасси, другой для ; фивода насоса. Следовательно, в отличие от автоцистерн, на которых двигатели работа­ют в двух режимах — транспортном и стационарном, на 11НС двигате; ь шасси эксплуатируется только в транспортном режиме, а двигатель насоса только в стационарном режиме.

Наличие на ПНС двух двигателей предопределило особенности и> компо­новки (рис. 10.1). Двигатель автомобиля ЗИЛ-131 размещен перед кабиной, а в кузове ПНС установлен автономный дизельный двигатель 1, который с муфтой сцепления и карданным валом соединен с насосом 6.

В качестве источника энергии для привода пожарного насоса используют четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель 2Д12Б. На новых ПНС уста­навливают модернизированный дизель 2Д12В, который развивает мощность 220 кВт при частоте вращения 2100 об/мин. Этот дизель предназначен для экс­плуатации в транспортном режиме. На ПНС он работает только в стационарном режиме, в изолированном от внешней среды кузове. Поэтому дизель, кроме собственной системы охлаждения оборудован дополнительным теплообмен­ником, включенным в пожарный насос. Вода, поступающая в теплообменник из пожарного насоса, дополнительно охлаждает воду системы охлаждения двигателя и масло в маслобаке.

Рис. 10.1. Компоновка ПНС-110 1 — двигатель 2Д-12Б; 2,9-топливный бак; 3 — баллоны со сжатым воздухом; -5 — боко­вые отсеки; 5 — муфта сцепления; б — центробежный насос ПН-110; 7 — пульт управле­ния; 8 -— карданный вал; 10 — масляный бак

Для обеспечения надежного пуска при низких температурах двигатель обо­рудован специальным пусковым подогревателем, обеспечивающим разогрев воды в системе охлаждения и масла в маслобаке.

На ПНС устанавливаются пожарные насосы ПН-НОВ. Они геометрически подобны универсальным насосам ПН-40УВ и отличаются от них только раз­мерами и массой. На насосе имеется всасывающий патрубок диаметром 200 мм и два напорных патрубка диаметром по 100 мм.

Насос ПН-110 обеспечивает подачу воды в количестве 110 л/с и развивает напор 100 м при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 1350 об/мин.

Читайте также:  Автоматика высота для насоса

Максимальная высота всасывания насоса 7 м. Насосная установка состо­ит из насоса, системы всасывающих и напорных трубопроводов, заборной арматуры и измерительных приборов (вакуумметра, манометра, тахометра), пеносмесителя с дозатором, обеспечивающим одновременную работу шести ГПС-600 или четырех ГГ1С-2000. Для забора воды из открытых водоисточников на насосе ПНС имеется система всасывания. Газоструйный вакуумный аппарат смонтирован на выхлопной трубе двигателя шасси. Им управляют с помощью электропневмопривода. ПНС имеет регулятор оборотов двигателя, рукоятку выключения сцепления двигателя привода насоса. Система вакууммирования, установленная на двигателе привода насоса, позволяет производить подачу воды без участия двигателя шасси.

Комплектация ИНС., выпущенных до 2006 года, пожарно-техническим воо­ружением, оборудованием и инвентарем представлена в табл. 10.3.

Нормы укомплектованности ИНС-пожарно-техническим вооружением, оборудованием и инвентарем

Наимснонание оборудования, вооружения и инвентаря

Рукав всасывающий 11 = 200 мм, 1 = 4 м, шт.

Сетка всасывающая («В-260, шт.

Ключ для соединения всасывающих рукавов, шт.

Ключ для соединения напорных рукавов с1 = 250 мм, шт.

Тройник 200x150x150 мм, шт.

Четырсхходовое разветвление 150x77x77x77x77, шт.

Огнетушитель ОУ-5 или ОПУ-5, шт.

Комплект шоферского инструмента

Комплект инструмента инструктора насосной станции

Лом с шаровой головкой, шт.

Автомобильная радиостанция, шт.

Оборудование размещено в кузове с боковыми дверями шторного типа и задней дверью, открывающейся вверх.

Кузов оборудован плафонами освещения и выключателями контроля за­крытия дверей.

Над задней дверыо установлены проблесковый маячок синего цвета и фара — прожектор для освещения рабочей зоны.

Центробежный насос ПНС], обеспечивает подачу 100 л/с воды или раствора пенообразователя при напоре 100 м.

Вакуумные насосы обеспечивают разрежение в системе всасывания со вса­сывающими рукавами, достигающее 0,08 МПа. Заполнение всей всасывающей системы с высоты всасывания 7,5 м осуществляется за время не более 60 с.

На насосной установке установлена автоматическая система дозирования, обеспечивающая подсос пенообразователя и дозированную его подачу во вса­сывающие полости обоих насосов. В зависимости от подачи насоса заданная концентрация пенообразователя поддерживается дозатором. На оси заслонки установлен резистор. При изменении подачи воды рассогласовываются пока­зания резисторов дозатора и оси заслонки измери тельного патрубка, с элек­тронного блока подается команда па устранение рассогласования. При этом электродвигатель дозатора через редуктор автоматически обеспечит разворот его заслонки. Контроль уровня дозирования осуществляется по шкале дозато­ра. На насосе предусмотрено также дозирование пенообразователя в ручном режиме.

Блок автоматической системы дозирования (АСД) обеспечивает требуемый уровень концентрации пенообразователя в автоматическом режиме. Он имеет регулятор концентрации пенообразователя и индикатор нулевой подачи насоса «Нет подачи».

В кабине водителя установлен щиток, с которого осуществляется кот роль открытия дверей кузова, включение маяка, прожекторов и лампы подсветки места командира.

На крыше кабины установлены светоакустическая балка и фара-прожектор, управление которыми осуществляется из кабины водителя.

10.2. Работа на пожарной насосной станции ПНС-110

Установка пожарной насосной станции ПНС 110 на водоем производится расчетом из трех человек: водитель, моторист-дизелист и пожарный. Водитель устанавливает автомобиль на указанное место, включает стояночную тормозную систему, колеса фиксирует противооткатными упорами, моторист-дизелист включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасыва­ющую сетку, относит ее от насоса в сторону водоисточника, кладет на землю и возвращается к ПНС. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки автомобиля. Водитель откручивает заглушку от вса­сывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав. Моторист и пожарный подносят конец рукава к всасыва­ющему патрубку насоса, присоединяют его и завертывают до отказа ключом накидную гайку. Затем также снимается второй рукав и укладывается между всасывающей сеткой и первым рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, совмещая соединительные головки, водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго и затягивает соединение ключами.

Потом к рукаву присоединяется всасывающая сетка (моторист держит рукав, пожарный — всасывающую сетку, водитель соединяет сетку с рукавом и за тя­гивает соединение ключами). 11осле этого пожарный присоединяет в середине второго всасывающего рукава трос лебедки, вместе с мотористом при помощи двух рукояток лебедки поднимают всасывающий рукав с сеткой па необходимую высоту для забрасывания в водоем. Водитель убирает противооткатные упоры, садится в кабину, выключает стояночную тормозную систему и подает автомо — биль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдают за движением автомобиля и перемещением рукавов.

После того как автомобиль подъехал к водоему и остановился, водитель включает стояночную тормозную систему, колеса фиксирует противооткатными упорами, моторист и пожарный при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее 0,6 м, но не на дно. Веревку, привязанную к петле рычага клапана всасывающей сетки, закрепляют на берегу, моторист включает насос и забирает воду, согласно инструкции по эксплуатации па дани ы й автомобиль.

После того как боевым расчетом рукавного автомобиля проложены п при­соединены к напорным патрубкам насоса магистральные линии моторист плавно открывает вентили напорных задвижек и обеспечивает необходимый напор на насосе.

К эксплуатации пожарной насосной станции могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца. Подача поды в напорную рукавную ли пню от насосной станции, во избежание разрыва рукавов от гидравлического удара, должна осуществляться постепенным открытием вентилей напорных патрубков насоса.

В процессе эксплуатации запрещается:

— допускать к работе на автомобиле посторонних лиц;

— работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;

— работать на автомобиле, не включив стояночную т ормозную систему и не установив противооткатные упоры;

— работать на пожарной насосной станции, находящейся в неисправном состоянии;

— резко повышать давление на насосе при работе рукавной линии.

Схемы использования пожарной насосной станции 11 НС-110 представлены на рис. 10.2.

Рис. 10.2. Схемы использования пожарной насосной станции ПНС-110

Источник статьи: http://pandia.ru/text/78/143/61603.php

Adblock
detector