Меню

Поршень д 260 как поставить

Поршень д 260 как поставить

ОСНОВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗБОРКЕ И СБОРКЕ ДИЗЕЛЯ Д-260.1

Поршни в сборе с шатунами при разборке дизеля вынимайте только вверх. Перед выемкой поршней удалите нагар с верхней части гильзы цилиндров.

При замене деталей гильзо-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма обращайте внимание на размерные группы деталей.

Гильзы цилиндров по внутреннему диаметру и поршни по наружному диаметру юбки сортируются на три размерные группы (Б, С, М) в соответствии с таблицей 12. Обозначение групп наносится на заходном конусе гильзы и на днище поршня.

В комплект на один дизель подбирайте поршни, шатуны и поршневые пальцы одинаковой весовой группы, разновес шатунов в комплекте с поршнями не должен превышать 30 г на один дизель.
Коренные и шатунные шейки и вкладыши подшипников коленчатого вала изготавливаются двух номинальных размеров, указанных в таблице 13.

Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке дополнительное обозначение:

• «2К» — коренные шейки второго номинала;

• «2Ш» — шатунные шейки второго номинала;

• «2КШ» — шатунные и коренные шейки второго номинала.

На каждый поршень дизеля, в соответствии с рисунком 28, устанавливаются верхнее компрессионное кольцо трапецеидальное, одно компрессионное конусное кольцо и одно маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем. Компрессионные кольца на торцовой поверхности у замка имеют маркировку “ТОР”, которая при установке колец должна быть обращена к днищу поршня. Стык расширителя маслосъемного кольца не должен совпадать с замком кольца.

Замки поршневых колец располагайте на равном расстоянии по окружности.

Установку шестерен распределения производите по имеющимся на них меткам. Метки на промежуточной шестерне должны совмещаться с соответствующими метками шестерен коленчатого и распределительного валов и шестерни привода топливного насоса в соответствии с рисунком 29.

Шестерню привода масляного насоса устанавливайте нагретой до температуры 150.200 °С после совмещения всех меток.
При установке прокладки головки цилиндров замените фторопластовые кольца.

ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ НАРАБОТКИ 30 ЧАСОВ РАБОТЫ ДИЗЕЛЯ ПРОИЗВЕСТИ ПРОВЕРКУ ЗАТЯЖКИ БОЛТОВ КРЕПЛЕНИЯ ГОЛОВОК цилиндров в соответствии с П. 3.3.9.

Рисунок 29 — Схема установки шестерен распределения

1 — шестерня коленчатого вала; 2 — промежуточная шестерня; 3 — шестерня привода топливного насоса; 4 — шестерня распределительного вала; 5- шестерня привода масляного насоса

Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/00660dvigateli/013_00_dizeli_d260_1_rukovodstvo_izdan_2_amkodor_2008/028.htm

Поршень д 260 как поставить

Рекомендации по установке цилиндро-поршневых комплектов (Д-260 ПГУ; Д-260E2 ПГУ; Д-260-42 ПГУ на двигатели ММЗ

Рекомендации по установке цилиндро-поршневых комплектов (Д-260 ПГУ; Д-260E2 ПГУ; Д-260-42 ПГУ на двигатели ММЗ Цилиндро-поршневые комплекты (ЦПК) Д-260 ПГУ; Д-260E2 ПГУ; Д-260-42 ПГУ предназначены для установки в двигатели «ММЗ» Д-260 и Д-260 Евро-2 размерностью 110,00 мм, на сертифицированных ремонтных предприятиях. Гильзы по внутреннему диаметру и поршни по наружному диаметру юбки распределены на три размерные группы;

М от 110,00 до 110,02 М от 109,89 до 109,91

С св.110,02 до 110,04 С св 109,91 до 109,93

Б св. 110,4 до 110,06 Б св 109,93 до 109,95

Поршни по массе, делятся на четыре группы с обозначениями 1, 2, 3 и 4. Поршневые пальцы на размерные группы не делятся. При установке, для обеспечения оптимального зазора и правильной работы ЦПК, необходимо соблюдать одинаковую размерность гильз и поршней по массе и размеру, на все 6 цилиндров.

Рекомендации:
1.) Перед установкой ЦПК осмотреть блок двигателя на геометрическую точность (плоскостность и ортогональность).Нормативные зазоры блок-гильза: 0,043. 0,146 мм. «Перегретые» блоки двигателя и блоки с пробегом более 400 000 км, часто имеют деформированное посадочное место. 2.) Тщательно очистить прилегающие поверхности головки и блока цилиндров от имеющихся пригаров, накипи и иных загрязнений. Продуть сжатым воздухом гильзы цилиндров и посадочные поверхности блока цилиндров под гильзы.
3.) Установить гильзы цилиндров в блок двигателя. Выступание буртов гильз цилиндров над плоскостью блока при прижатии гильзы усилием (9± 0,1)Кн должно быть 0,05. 0,11 мм. Перед установкой в блок, резиновые уплотнительные кольца и заходную часть гильзы надо смазать моторным маслом М10Г2 ГОСТ 8583-78. Не допускается срезание резиновых уплотнительных колец и точечные удары по гильзе во время установки в блок, а только равномерное распределение нагрузки по всей плоскости бурта гильзы. Максимальное усилие запрессовки гильз- не более 3000Н.
4.) Тщательно подбирать смежные комплектующие и в частности уплотнения и прокладки, на предмет их качества и соответствия ГОСТ.
5.) Произвести затяжку болтов (гаек) крепления головок динамометрическим ключом, моментом 200 ± 10 Н·м в последовательности, указанной на схеме (Рис. 2).
6.) Проверить блок на герметичность водой под давлением 0,6 Мпа в течении 1 мин. Течь воды и каплеобразование не допускается.
Не круглость внутренней поверхности гильз цилиндров после установки их в блок и затяжки болтов головки не должна превышать 0,04 мм на длине 100 мм от нижнего торца гильзы и 15 мм — от верхнего торца, при условии выполнения пп.1 и 2 данной инструкции.
Прокладку головки блока надо установить широкой стороной окантовки к блоку.
При монтаже поршневых колец на поршень должны соблюдаться следующие требования:

а) тепловые зазоры компрессионных и маслосъемный колец должны быть в пределах 0,3. 0,6 мм;

б) замки смежных колец развернуть в противоположные стороны;

б) стык расширителя маслосъемного кольца расположить напротив замка кольца.

Для исключения поломок поршневых колец при установке на поршень монтаж колец должен производиться припомощи специальных приспособлений. Величина разведения замка должна обеспечить свободное перемещениекольца вдоль поршня до установки в соответствующую канавку. На каждый поршень дизеля, устанавливаются верхнеекомпрессионное кольцо трапецеидальное, одно компрессионное конусное кольцо и одно маслосъемное кольцокоробчатого типа с пружинным расширителем. Замки поршневых колец располагайте на равном расстоянии по окружности.

Источник статьи: http://www.agrosouz-saratov.ru/articles/1035.html

Дизели Д-260.1 S2, Д-260.2 S2, Д-260.4 S2, Д-260.6 S2, Д-260.9 S2

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

4 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ

5 ХРАНЕНИЕ

6 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

7 УТИЛИЗАЦИЯ

Настоящее руководство по эксплуатации предназначено для операторов, водителей и мотористов сельскохозяйственных тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, на которых устанавливаются дизели Д-260.1S2, Д-260.2 S2, Д-260.4 S2, Д-260.9 S2.

Руководство по эксплуатации содержит краткое техническое описание, правила эксплуатации и технического обслуживания указанных дизелей.

К эксплуатации и обслуживанию дизелей допускаются операторы, водители и мотористы тракторов, комбайнов и машин, прошедшие специальную подготовку и ознакомившиеся с настоящим руководством по эксплуатации. Операции по текущему ремонту дизелей и их узлов могут выполнять слесари, знающие устройство, принцип действия дизелей и имеющие общетехническую подготовку по программе обучения слесарей 3-4-го разрядов.

Конструкция дизелей рассчитана на длительную работу без капитального ремонта при условии соблюдения правил эксплуатации, хранения и своевременного технического обслуживания, изложенных в настоящем руководстве.

Отработавшие газы дизеля содержат вредные для здоровья человека вещества (оксиды азота, оксиды углерода, углеводороды, твердые частицы). В конструкции дизелей использованы технические решения, позволяющие снизить влияние выбросов вредных веществ на здоровье человека и окружающую среду, поэтому несанкционированное вмешательство в конструкцию дизелей, нарушение заводских регулировок и периодичности технического обслуживания категорически запрещено.

В связи с постоянным совершенствованием дизелей в конструкции отдельных сборочных единиц и деталей могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем руководстве по эксплуатации.

При не соблюдении потребителем правил и условий эксплуатации, технического обслуживания, транспортирования и хранения, изложенных в настоящем руководстве по эксплуатации, нарушении сохранности заводских пломб, а также в случае использования при техническом обслуживании и текущем ремонте расходных материалов (горюче-смазочных материалов, деталей и сборочных единиц) от производителей непредусмотренных к использованию конструкторской документацией ОАО «ММЗ», внесении изменений в конструкцию двигателя, гарантии на двигатель не сохраняются.

1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1.1 Описание и работа дизеля

1.1.1 Назначение дизеля

Назначение, область применения и условия эксплуатации дизелей представлены в таблице 1.

Для установки на колесные тракторы тяговых классов 1,4; 2

Для установки на кормоуборочные комбайны и колесные тракторы тяговых классов 3, 4

Для установки на комбайны, универсальные энергетические средства

а) колесные и гусеничные тракторы тяговых классов 3;

б) зерноуборочные комбайны;

в) семейство фронтальных погрузчиков грузоподъемностью от 4,0 до 5.0т

Места с неограниченным воздухообменом

Климатические условия эксплуатации

Макроклиматические районы с умеренным климатом. Значение температуры воздуха при эксплуатации от + 40º С до 45º С. Макроклиматические районы как с сухим, так и влажным тропическим климатом. Значение температуры воздуха при эксплуатации от + 50º С до 10º С.

1.1.2 Технические характеристики

1.1.2.1 Характеристики и эксплуатационные параметры дизелей

Четырехтактный с турбонаддувом c охлаждением наддувочного воздуха

Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ

22836-77 (со стороны вентилятора)

Правое (по часовой стрелке)

Допустимые углы наклона при работе дизеля:

Мощность: Номинальная Эксплуатационная

Номинальная частота вращения

Удельный расход топлива: номинальный эксплуатационный

Максимальный крутящий момент

Частота вращения при максимальном значении крутящего момента, не менее

Масса дизеля, не заправленного горючесмазочными материалами и охлаждающей жидкостью, в комплектации по ГОСТ 18509 для определения номинальной можнотси

1.1.2.2 Контролируемые параметры дизелей

Значение ± доверительный интервал (допуск)

Номинальная частота вращения

* Удельный расход топлива при номинальной мощности

Минимальная устойчивая частота вращения холостого хода

Максимальная частота вращения холостого хода, не более:

б) для дизелей сезонно техники

Давление масла в главной магистрали системы смазки:

-при номинальной частоте вращения

-при минимальной частоте вращения

Примечание: Параметры, указанные в таблице 3, обеспечиваются при температуре топлива на входе в топливный насос высокого давления от 38º С до 43º С и исходных атмосферных условиях по Правилам ЕЭК ООН №24-Пересмотр 2:

-атмосферное давление – 100 кПа;

-давление водяных паров – 1 кПа;

-температура воздуха 25º С;

и при обеспечении температуры наддувочного воздуха после охладителя не более 45 50° С. Параметры рассчитываются по формулам ГОСТ18509-88

1.1.2.3 Средства измерения для определения контролируемых параметров

Предел основной абсолютной погрешности средств измерений

Тензометрические и динамометрические силоизмерительные устройства – по ГОСТ 15077-78

Для расчета номинальной мощности

Электронные тахометры типа ТЭСА по ТУ25-04.3663-78, ГОСТ18303-72

±0,005n ном, но не более 10 мин  1

Давление масла в системе смазки

Манометры, мановакууметры по ГОСТ 2405-80, ГОСТ11161-84,

измерительные преобразователи давления и разрежения по ГОСТ 22520-85

Нестандартные средства измерения

Для расчета удельного расхода топлива

1.1.3 Состав дизеля

Дизель состоит из деталей, сборочных единиц и комплектов.

1.1.3.1 Состав основных сборочных единиц и комплектов дизелей Д-260 S2

Наименование сборочных единиц и комплектов

Установка водяного насоса

Установка головок цилиндров

Установка муфты сцепления

Установка насоса шестеренного

Установка картера масляного

Установка свечи накаливания

Установка топливной аппаратуры

Установка привода и счетчика

Комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей

1.1.3.2 Основные отличительные особенности в комплектации модификаций дизелей

Обозначение узла, детали и (или) его характеристика

К27-61-08* фирмы «Турбо» (Чехия)

или К27-61-05 фирмы «Турбо» (Чехия)

К27-542-01 фирмы «Турбо» (Чехия)

Одноцилиндровый воздушного охлаждения, отключаемый* или отсутствует

НШ 14-3Л, или НШ 16-3Л* или отсутствует

Топливный насос высокого давления

РР6М10Р1i -3709(фирмы АО «Моторпал», Чехия) или 363.1111005-40.01Т (ОАО «ЯЗДА», РФ)

РР6М10Р1i-3711(фирмы АО «Моторпал», Чехия) или 363.1111005-40.02Т (ОАО «ЯЗДА», РФ)

РР6М10Р1i-3707(фирмы АО «Моторпал», Чехия) или 363.1111005-40.04 Т (ОАО «ЯЗДА», РФ)

«Моторпал», Чехия) или 363.1111005-

172.1112010-11.01 (ЗАО «АЗПИ», РФ), или 455.111 2010-50 (ОАО «ЯЗДА», РФ), или WNAP 455-50

С бумажными фильтрующими элементами

С бумажными фильтрующими элементами

Неразборный полнопоточный и центробежный, работающий на ответвлении

Осевого типа, возможно с приводом через муфту с автоматическим отключением

Осевого типа, возможно с приводом через муфту с автоматическим отключением

Обозначение узла, детали и (или) его характеристика

Фрикционная, сухая, постоянно-замкнутого типа, двухдисковая* или однодисковая, или отсутствует

Фрикционная, сухая, постоянно-замкнутого типа, двухдисковая

Фрикционная, сухая, постояннозамкнутого типа, двухдисковая* или отсутствует

Переменного тока номинальной мощностью 1.0 кВт или 1.15 кВт, номинальным напряжением 14 В или

Номинальным напряжением 24 В

Средства облегчения пуска

Дизели укомплектованы свечами накаливания штифтовыми, номинальным напряжением 23 В и имеют места для подвода и отвода теплоносителей при подключения предпускового подогревателя

Примечание: *для дизелей, предназначенных для комплектации тракторов;

**вентилятор устанавливает потребитель

Читайте также:  Клапан охлаждения поршней вольво xc60 дизель

***-дизель комплектует воздушным фильтром потребитель

  1. Внешний вид дизелей изображен на рисунках 1 – 2.
  2. Ведомость ЗИП дизелей– в приложении Б настоящего руководства (Таблица Б.1)

Рисунок 1 – Дизель Д-260.1S2 (вид слева)

Рисунок 2 – Дизель Д-260.4S2 (вид слева)

1.1.4 Устройство и работа

Дизели Д-260.1 S2, Д-260.2 S2, Д-260.4 S2, Д-260.9 S2 представляют собой 4-х тактный поршневой шестицилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным вертикальным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия.

Основными сборочными единицами дизеля являются: блок цилиндров, головки цилиндров, поршни, шатуны, коленчатый вал и маховик.

Для обеспечения высоких технико-экономических показателей на дизелях Д-260.1S2, Д-260.2S2 в системе впуска применен турбонаддув, а на дизелях

Д-260.4S2, Д-260.9S2 турбонаддув с охлаждением наддувочного воздуха. Использование на дизелях Д-260.4S2, Д-260.9S2 в устройстве наддува

турбокомпрессора с регулируемым давлением наддува позволяет иметь на дизеле не только уверенный пуск и улучшенную приемистость, обеспеченную повышенными значениями крутящего момента при низких значениях частоты вращения коленчатого вала, но и высокий уровень соответствия требованиям к содержанию вредных выбросов в отработавших газах.

Для обеспечения уверенного пуска в условиях низких температур окружающей среды в головках дизеля установлены свечи накаливания, а установленный жидкостно-масляный теплообменник обеспечивает скорейшее достижение оптимальной температуры масла в системе смазки дизеля и поддержания ее на необходимом уровне в процессе работы.

1.1.4.2 Принцип действия изделия и взаимодействие составных частей

Принципом действия дизеля, как и любого двигателя внутреннего сгорания, является преобразование тепловой энергии топлива, сгорающего в рабочем цилиндре, в механическую энергию.

При ходе поршня вниз на такте всасывания через открытый впускной клапан в цилиндр поступает заряд воздуха. После закрытия впускного клапана и движении поршня вверх происходит высокое сжатие воздуха. При этом температура воздуха резко возрастает. В конце такта сжатия в цилиндр через форсунку под большим давлением впрыскивается топливо. При впрыскивании топливо мелко распыливается, перемешивается с горячим воздухом в цилиндре и испаряется, образуя топливовоздушную смесь.

Воспламенение смеси при работе дизеля осуществляется в результате высокого сжатия воздуха до температуры самовоспламенения смеси. Впрыск топлива, во избежание преждевременной вспышки, начинается только в конце такта сжатия.

После сгорания топливовоздушной смеси следует процесс расширения и очистка цилиндра от продуктов сгорания через выпускной клапан.

Согласованным открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов управляет механизм газораспределения.

С началом работы двигателя приводится в действие турбокомпрессор за счет использования энергии выпускных газов.

Привод водяного насоса системы охлаждения дизеля осуществляется посредством ременной передачи от шкива, установленного на носке коленчатого вала, к шкиву, установленному на валике водяного насоса.

Привод компрессора А29.05.000 БЗА и насоса шестеренного осуществляется зубчатой передачей распределительного механизма, а компрессора ПК15520 – клиноременной передачей от шкива коленчатого вала.

Съем вырабатываемой дизелем энергии (мощности) для привода трактора, машины, на которую он установлен, производится с маховика через сцепление.

Дизель в процессе работы обеспечивает автоматическое регулирование мощности для поддержания постоянного числа оборотов (установленного или номинального) с помощью регулятора числа оборотов, установленного на топливном насосе высокого давления.

Пуск дизеля производится путем придания вращения коленчатому валу электростартером через маховик, установленный на фланце коленчатого вала.

1.1.4.3 Инструмент и принадлежности

Для обеспечения регламентных работ по проверке и регулировке зазора между бойком коромысла и торцом клапана, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте, в ЗИП двигателя прикладывается инструмент согласно перечню таблицы Б.2 Приложения Б.

1.1.5 Маркировка дизеля

На фирменной табличке каждого дизеля, закрепленной на блоке цилиндров, указаны:

наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак;

порядковый производственный номер дизеля;

надпись «Сделано в Беларуси» (на английском языке).

На блоке цилиндров указан порядковый производственный номер дизеля, идентичный номеру, указанному на фирменной табличке, и исполнение дизеля в соответствии со спецификацией. На дизелях, которым выданы национальные сертификаты соответствия РБ или стран СНГ, установлены знаки соответствия Национальной системы сертификации стран, выдавших сертификат.

Знаки соответствия расположены рядом с фирменной табличкой или на ней.

Транспортная маркировка дизеля выполняется в соответствии с ГОСТ 14192-96.

Способ маркировки обеспечивает ее сохранность на период транспортирования, хранения и эксплуатации дизелей.

1.1.6 Упаковка

При транспортировании дизелей в закрытых вагонах, контейнерах или автомашинах они устанавливаются на подставки по чертежам завода изготовителя дизелей. При транспортировании дизелей в открытом транспорте (автомобильном, железнодорожном) они упаковываются в мешки из полиэтиленовой пленки по ГОСТ10354 и устанавливаются на подставки.

Дизели, поставляемые в районы с тропическим климатом в железнодорожных вагонах, упаковываются в мешки из полиэтиленовой пленки и деревянные ящики по документации изготовителя; при транспортировании в контейнерах – в мешки из полиэтиленовой пленки.

1.2 Описание и работа составных частей дизеля, его механизмов,систем и устройств

1.2.1 Общие сведения

Дизель представляет собой сложный агрегат, состоящий из ряда отдельных механизмов, систем и устройств, образованных деталями и узлами составных частей дизеля. Структура дизеля отображена в таблице 7.

Наименование узлов и деталей, составляющих механизмы, системы и устройства

Блок цилиндров и подвеска

Головка цилиндров. Клапаны и толкатели

Крышки головок цилиндров, коллектор и сапуны

Поршни и шатуны. Коленчатый вал и маховик

Приемник масляного насоса и масляный насос

Установка масляного фильтра

Центробежный масляный фильтр

Топливные трубопроводы и установка топливной аппаратуры

Фильтр топливный грубой очистки

Фильтр топливный тонкой очистки

Воздухоочиститель и воздухоподводящий тракт

Водосборная труба и термостаты

Водяной насос и натяжитель

Установка свечей накаливания

Установка шестеренного насоса

Установка муфты сцепления

1.2.2 Описание и работа

Блок цилиндров является основной корпусной деталью дизеля и выполнен в виде моноблока, представляет собой жесткую чугунную отливку.

В расточках блока установлены шесть съемных гильз, изготовленных из специального чугуна.

Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поясам. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем уплотняется дву-

мя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров.

Между стенками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость.

Поперечные перегородки блока цилиндров имеют приливы, предназначенные для образования опор коленчатого вала. На эти приливы установлены крышки. Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных подшипников расточены с одной установки в сборе с крышками. Менять крышки местами не допускается.

Блок цилиндров имеет продольный масляный канал, от которого по поперечным каналам масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к шейкам распределительного вала и форсункам для охлаждения поршней. Форсунки для охлаждения поршней установлены в блоке цилиндров в верхней части второй, четвертой и шестой опор коленчатого вала.

На водораспределительном канале блока цилиндров имеется площадка для установки жидкостно-масляного теплообменника. Подвод и отвод масла от теплообменника осуществляется по каналам в блоке.

Для повышения жесткости нижняя плоскость блока цилиндров смещена вниз на 80 мм относительно оси коленчатого вала. К переднему торцу блока прикреплен стальной щит распределения и крышка распределения, а к заднему стальной лист, посредством которого дизель соединяется с остовом трактора (машины). Передней опорой дизеля служат два кронштейна, установленные на боковых поверхностях блока цилиндров.

Снизу блок цилиндров закрыт масляным картером.

Головки цилиндров отлиты из чугуна (одна головка на три цилиндра) взаимозаменяемые. Во внутренних полостях головок цилиндров имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами.

Для обеспечения отвода тепла головки цилиндров имеют внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость.

Головки цилиндров имеют вставные седла клапанов, изготовленные из жаропрочного и износостойкого сплава. На головках цилиндров устанавливаются форсунки (по 3 на каждую головку), стойки, оси коромысел с коромыслами, крышки головок и колпаки крышек, закрывающие клапанный механизм. С левой стороны (со стороны топливного насоса) в головках цилиндров установлены по три свечи накаливания

Для уплотнения разъема между головками и блоком цилиндров установлена прокладка из безасбестового полотна. Отверстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы листовой сталью. С обеих сторон прокладки по

наружному контуру, а также по контуру отверстий расположенных в зонах каналов систем смазки и жидкостного охлаждения, трафаретнорельефным способом нанесен эластомерный уплотнитель. При сборке дизеля цилиндровые отверстия прокладки дополнительно окантовываются фторопластовыми кольцами.

1.2.2.3 Кривошипно-шатунный механизм

Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал с коренными и шатунными подшипниками, маховик, поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны.

Коленчатый вал стальной, имеет семь коренных и шесть шатунных шеек. Для уменьшения нагрузок на подшипники от сил инерции на первой, шестой, седьмой и двенадцатой щеках коленчатого вала устанавливаются съемные противовесы. В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек закрыты резьбовыми заглушками.

Осевое усилие коленчатого вала воспринимается четырьмя биметаллическими сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в расточках блока цилиндров и крышки четвертого коренного подшипника. Впереди и сзади коленчатый вал уплотняется манжетами. На передний конец вала устанавливаются: с натягом шестерня привода механизма газораспределения (шестерня коленчатого вала) и шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса, генератора, компрессора кондиционера воздуха (на тракторе).

Для снижения уровня крутильных колебаний коленчатого вала на ступице шкива установлен демпфер силиконовый.

Поршень изготовлен из алюминиевого сплава. В днище поршня выполнена камера сгорания. В верхней части поршень имеет три канавки в первые две устанавливаются компрессионные кольца, в третью маслосъемное кольцо с расширителем.

Поршневой палец полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.

Шатун стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеется отверстие.

Расточка нижней головки шатуна под вкладыши производится в сборе с крышкой. Шатун и крышка имеют одинаковые номера, набитые на их поверхностях. Крышки шатунов не взаимозаменяемы. Кроме того, шатуны имеют весовые группы по массе верхней и нижней головок. Обозначение группы по массе наносится на торцовой поверхности верхней головки шатуна. На дизеле должны быть установлены шатуны одной группы.

Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала тонкостенные, изготовленные из биметаллической полосы. По внутреннему диаметру вкладыши изготавливаются двух размеров в соответствии с номиналом шеек коленчатого вала.

Маховик изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.

1.2.2.4 Механизм газораспределения

Механизм газораспределения состоит из шестерен, распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок, сухариков, пружин, стоек и осей коромысел.

Распределительный вал четырехопорный, получает вращение от коленчатого вала через шестерни распределения.

Толкатели стальные, имеют сферические донышки с наплавкой спецчугуном. Кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим уклоном, за счет этого толкатели в процессе работы совершают вращательное движение.

Штанги толкателей изготовлены из стального прутка. Сферическая часть, входящая внутрь толкателя, и чашка штанги закалены.

Коромысла клапанов стальные, качаются на оси, установленной в стойках. Ось коромысел полая, имеет шесть радиальных отверстий для смазки коромысел. Перемещение коромысел вдоль оси ограничивается распорными пружинами.

Впускные и выпускные клапаны изготовлены из жаропрочной стали, перемещаются в направляющих втулках, запрессованных в головки цилиндров. Каждый клапан закрывается под действием двух пружин: наружной и внутренней, которые закреплены на его стержне при помощи тарелки и сухариков.

Уплотнительные манжеты, установленные на направляющие втулки клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.

Шестерни распределения размещены в картере, образованном щитом распределения, прикрепленным к блоку цилиндров, и крышкой распределения.

Согласованная работа топливного насоса высокого давления и механизма газораспределения обеспечивается установкой шестерен распределения по меткам в соответствии с рисунком 3.

1-шестерня коленчатого вала; 2 промежуточная шестерня; 3шестерня привода топливного насоса; 4 шестерня распределительного вала; 5шестерня привода масляного насоса.

Рисунок 3Схема установки шестерен распределения

Система смазки дизеля, в соответствии с рисунком 4, комбинированная: часть деталей смазывается под давлением, часть разбрызгиванием.

Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни, втулки коромысел, шатунные подшипники коленчатого вала пневмокомпрессора, подшипник вала турбокомпрессора смазываются под давлением от масляного насоса. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели, кулачки распределительного вала и детали топливного насоса смазываются разбрызгиванием.

Читайте также:  В сосуде под поршнем находится пар с относительной влажностью 25

Система смазки состоит из масляного насоса 3, масляного фильтра с бумажным фильтрующим элементом 4, центробежного масляного фильтра 7, жидкостно-масляного теплообменника 6.

Масляный насос 3 шестеренчатого типа, односекционный, крепится болтами к блоку цилиндров. Привод масляного насоса осуществляется от шестерни, установленной на коленчатом валу.

В масляном насосе имеется перепускной клапан 5, отрегулированный на давление 0,7…0,75 МПа. При повышении давления выше указанного масло перепускается из полости нагнетания в полость всасывания. Регулировка производится на стенде с помощью регулировочных шайб.

Масляный насос через маслоприемник 2 забирает масло из масляного картера 1 и по каналам в блоке цилиндров подает в полнопоточный масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, а часть масла в центробежный масляный фильтр для очистки и последующего слива в масляный картер.

В корпусе фильтра 4 встроен предохранительный нерегулируемый клапан

18. Он предназначен для поддержания давления масла в главной масляной магистрали 0,28. 0,45МПа. При давлении масла выше 0,45МПа открывается предохранительный клапан и избыточное масло (запас масла) через предохранительный клапан сливается в картер дизеля.

Масло, очищенное в масляном фильтре 4, поступает в жидкостномасляный теплообменник, встроенный в блок цилиндров дизеля. Фильтрующий элемент масляного фильтра имеет перепускной клапан 20. В случае чрезмерного засорения бумажного фильтрующего элемента или при запуске дизеля на холодном масле, когда сопротивление фильтрующего элемента становится выше 0,13. 0,17 МПа, перепускной клапан открывается, и масло, минуя фильтровальную бумагу, поступает в масляную магистраль. Перепускной клапан нерегулируемый.

Из жидкостно-масляного теплообменника охлажденное масло поступает по каналам в блоке цилиндров в главную масляную магистраль, из которой по каналам в блоке цилиндров масло подается ко всем коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. От второго, четвертого и шестого коренных подшипников через форсунки, встроенные в коренных опорах блока цилиндров, масло подается для охлаждения поршней.

От коренных подшипников по каналам в коленчатом валу масло поступает на смазку шатунных подшипников.

От первого коренного подшипника масло по специальным каналам в передней стенке блока поступает к втулке промежуточной шестерни 14 и далее по каналу в крышке распределения на смазку деталей топливного насоса 17.

Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от второй и третьей опор распределительного вала по каналам в блоке и головках цилиндров, сверлениям в третьей и четвертой стойках коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстия к втулкам коромысел, от которых по каналу поступает на регулировочный винт и штангу.

Масло к подшипниковому узлу турбокомпрессора 15 поступает по трубке, подключенной на выходе из масляного фильтра с бумажным фильтрующим элементом.

К пневмокомпрессору 16 масло поступает по маслопроводу, подключенному на выходе из теплообменника. Из компрессора масло сливается в картер дизеля.

1 картер масляный; 2 маслоприемник; 3 масляный насос; 4 фильтр масляный бумажный;5 – перепускной клапан; 6 – теплообменник жидкостно-масляный; 7 – фильтр масляный центробежный; 8 – указатель давления масла; 9 – датчик аварийного давления масла; 10 – форсунки охлаждения поршней; 11 – вал коленчатый; 12 – вал распределительный; 13 – масляный канал оси коромысел; 14 – шестерня промежуточная; 15 – турбокомпрессор; 16 – компрессор; 17 топливный насос высокого давления; 18 – клапан предохранительный; 19 – пробка для слива масла; 20 – клапан перепускной бумажного фильтрующего элемента.

Рисунок 4 Схема системы смазки

Система питания дизеля, в соответствии с комплектацией дизелей, указанной в таблице 6, состоит из топливного насоса, форсунок, трубок низкого давления, топливопроводов высокого давления, впускного коллектора, выпускного коллектора, турбокомпрессора, фильтра грубой очистки топлива, фильтра тонкой очистки топлива, фильтра грубой очистки воздуха (моноциклона)*, воздухоочистителя*, топливного бака *, охладителя наддувочного воздуха *, глушителя*.

Дизели могут быть укомплектованы как неразборным фильтром тонкой очистки топлива 7, так и фильтром тонкой очистки топлива со сменным фильтрующим элементом 8 в соответствии с рисунком 5.

1 топливный бак; 2 фильтр грубой очистки топлива; 3 – трубки топливные низкого давления;4 – топливный насос высокого давления; 5 – топливоподкачивающий насос; 6 – трубка топливная высокого давления; 7* фильтр тонкой очистки топлива (неразборный); 8* фильтр тонкой очистки топлива (со сменным фильтрующим элементом); 9 – датчик засоренности воздушного фильтра; 10 – моноциклон; 11 – воздухоочиститель; 12 – глушитель; 13 – турбокомпрессор;14 – охладитель наддувочного воздуха; 15 – коллектор впускной; 16 – трубка пневмокорректора; 17 – коллектор выпускной; 18 – головка цилиндров; 19 – форсунка; 20 – трубка отвода топлива в бак; 21 – свеча накаливания.

на дизель устанавливается фильтр тонкой очистки топлива поз.7 или поз.8.

Рисунок 5Схема системы питания дизелей

1.2.2.6.1 Топливный насос высокого давления

На дизелях устанавливаются топливные насосы высокого давления, указанные в таблице 6 и изображенные на рисунках 6 и 7.

Топливный насос высокого давления (ТНВД) представляет собой блочную конструкцию, состоящую из шести насосных секций в одном корпусе, имеющую кулачковый привод плунжеров и золотниковое дозирование цикловой подачи топлива.

ТНВД предназначен для подачи в камеры сгорания цилиндров дизеля в определенные моменты времени дозированных порций топлива под высоким давлением.

Привод кулачкового вала топливного насоса осуществляется от коленчатого вала дизеля через шестерни распределения.

Взаимное положение шестерни привода топливного насоса и полумуфты привода фиксируется затяжкой гаек, устанавливаемых на шпильки полумуфты. Значение момента затяжки гаек 35…50 Н·м.

Топливный насос объединен в один агрегат с всережимным регулятором и топливоподкачивающим насосом поршневого типа.

Регулятор имеет корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборотах) и пневматический ограничитель дымления (корректор по наддуву).

Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится эксцентриком кулачкового вала.

Рабочие детали топливного насоса смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки дизеля. Слив масла из корпуса насоса осуществляется в картер дизеля. Вновь установленный на дизель насос необходимо заполнить маслом в количестве 200. 250 см3.

На топливных насосах высокого давления PP6M10li фирмы «Моторпал», установлен пусковой электромагнит (поз.19, рисунок 7), который обеспечивает увеличение подачи топлива при пуске двигателя.

Рисунок 5а Рекомендуемая схема включения пускового электромагнита

Использование пускового электромагнита, включаемого только в момент пуска дизеля, исключает возможность включения режима пусковой подачи топлива на эксплуатационных режимах работы при некорректном манипулировании органом управления подачей топлива ТНВД, исключая тем самым несанкционированный повышенный уровень выброса вредных веществ в отработавших газах, возможный на других типах ТНВД с автоматическим обогатителем топливоподачи, управляемым воздействием пусковой пружины регулятора.

Рекомендуемая схема включения пускового электромагнита приведена на рисунке 5а.

Положения переключателя: ВЫКЛЮЧЕНО – дизель остановлен;

ВКЛЮЧЕНО – включена схема электропитания дизеля;

СТАРТ – пуск дизеля, электрический ток в катушке электромагнита: макс. 16 А в течении 400 мсек. – батарея 12 В;

350…450 мсек. – батарея 24 В;

макс. 0,4 А в продолжении времени запуска дизеля – батарея 12 В; макс. 0.3 А в продолжении времени запуска дизеля – батарея 24 В.

Пусковой электромагнит имеет собственную электронную цепь защиты по току (

0,3 А – батарея 24 В), в связи с чем не лимитирует число попыток пуска дизеля и их продолжительность

1 – секция топливного насоса; 2 – перепускной клапан 3 – табличка; 4 – гайка крепления секции топливного насоса; 5 – штуцер подвода топлива; 6 – болт регулировки пусковой подачи; 7 – рычаг останова; 8 – болт крепления штуцера подвода воздуха; 9 – корректор по наддуву; 10

– болт регулировки максимальной частоты вращения; 11 – крышка смотрового люка; 12 – болт регулировки минимальной частоты вращения; 13 – рычаг управления; 14 – крышка регулятора; 15 корпус регулятора; 16 – подшипник; 17 – кольцо подшипника; 18 – болт крепления штуцера подвода топлива к подкачивающему насосу; 19 топливоподкачивающий насос; 20 – штуцер отвода топлива от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки топлива; 21 – корпус топливного насоса; 22 – направляющий штифт толкателя; 23 – маслопровод; 24 – толкатель; 25 – манжета крышки подшипника; 26 – шпонка; 27 – кулачковый вал; 28 – гайка крепления полумуфты; 29 – полумуфта привода; 30 крышка подшипника; 31 – установочный фланец; 32 – пробка спуска воздуха.

Рисунок 6 Топливный насос высокого давления мод. 363 (ОАО «ЯЗДА», РФ)

1 – секция топливного насоса; 2 – табличка; 3 – устанолвочный фланец; 4 – шпонка; 5 – полумуфта привода; 6 – гайка крепления полумуфты; 7 – кулачковый вал; 8 – кольцо уплотнительное; 9 – корпус топливного насоса; 10 – топливоподкачивающий насос; 11 – поддерживающий кронштейн; 12 – рычаг останова; 13 – перепускной клапан; 14 – корпус регулятора; 15 – крышка регулятора;16 – болт регулировки минимальной частоты вращения; 17– болт регулировки максимальной частоты вращения; 18 – рычаг управления; 19 – пусковой электромагнит; 20– корректор по наддуву; 21 – болт штуцера подвода топлива; 22 – болт штуцера подвода масла 23 – болт штуцера подвода воздуха; 24 – пробка залива масла; 25 – пробка спуска воздуха; 26 – болт штуцера подвода топлива к подкачивающему насосу; 27– болт штуцера отвода топлива от подкачивающего насоса; 28 гайка крепления секций топливного насоса;.

Рисунок 7Топливный насос высокого давления PP6M10P1i (фирмы «Моторпал», Чехия).

Форсунка предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи топлива. На дизелях применяется форсунка с пятидырчатым распылителем закрытого типа, с осевым подводом топлива со съемным прижимным фланцем и

давлением начала впрыскивания 24  1,2

1.2.2.6.3 Фильтр грубой очистки топлива

Фильтр грубой очистки служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды.Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем.

Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

1.2.2.6.4 Фильтр тонкой очистки топлива со сменным фильтрующим элементом

Фильтр тонкой очистки служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент.

Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя.

Для удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.

1.2.2.6.5 Воздухоподводящий тракт

Воздухоподводящий тракт включает воздухоочиститель и патрубки, соединяющие воздухоочиститель с турбокомпрессором, охладителем наддувочного воздуха и впускным коллектором рисунок 5.

Для очистки всасываемого в цилиндры воздуха служит воздухоочиститель сухого типа с применением бумажных фильтрующих элементов, изготовленных из специального высокопористого картона.

Воздухоочиститель имеет три ступени очистки. Первой ступенью очистки служит моноциклон, второй и третьей основной и контрольный бумажные фильтрующие элементы.

Воздух под действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором дизеля, проходя через воздухоочиститель, очищается от пыли и поступает в нагнетательную секцию турбокомпрессора, откуда под давлением, проходя через охладитель наддувочного воздуха, подается в цилиндры дизеля.

Для контроля за степенью засоренности воздухоочистителя и определения необходимости проведения технического обслуживания во впускном тракте дизеля установлен датчик сигнализатора засоренности воздушного фильтра. Воздухоочиститель и датчик сигнализатора засоренности устанавливает потребитель.

По мере засорения воздухоочистителя растет разрежение во впускном трубопроводе и при достижении величины 6,5 кПа срабатывает сигнализатор. При срабатывании сигнализатора следует обслужить воздухоочиститель.

Система охлаждения закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Водяной насос приводится во вращение клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Смазка «Литол-24» в подшипниковую полость насоса заложена при сборке. В процессе эксплуатации смазывание подшипников не требуется.

Температуру охлаждающей жидкости в системе контролируют по дистанционному термометру и световому сигнализатору.

Запрещается эксплуатация дизеля при загорании светового сигнализатора температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Для ускорения прогрева дизеля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служат два термостата ТС-107, установленных на линии нагнетания.

На дизелях устанавливается водяной насос в сборе с вентилятором.

Возможна установка водяного насоса с вентилятором, автоматически управляемым при помощи муфты вязкостного трения (Рисунок 8).

Муфта вязкостного трения обеспечивает автоматическое регулирование производительности вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в дизеле. Предусмотрено также принудительное включение вентилятора.

Читайте также:  Джили эмгранд ес7 поршень заднего суппорта

При автоматическом режиме работы вентилятора температура охлаждающей жидкости в дизеле поддерживается в пределах 85-95  С, гайка 27 стопора 26, в соответствии с рисунком 8, завернута до упора.

Чтобы перейти на принудительный режим, при котором вентилятор включен постоянно, необходимо гайку 27 стопора отвернуть на 4. 5 оборотов (5 мм) и повернуть рукой вентилятор до момента утопания стопора в отверстие ведущего диска. В случае приклинивания стопора в крышке ведомой при проворачивании вентилятора необходимо надавить на стопор.

Автоматически управляемый вентилятор объединен в один агрегат с водяным насосом. На шкив 12 водяного насоса устанавливается муфта вязкоcтного трения. Вал привода 17 муфты с одной стороны жестко связан со шкивом 12 водяного насоса, с другой стороны с ведущим диском 20, на котором закреплены клапан 21 и обойма 22 с возвратной пружиной 23.

На валу привода, опираясь на два подшипника, установлен диск ведомый 18, который с закрепленными на нем лопастями 30 образует вентилятор. На ведомом диске жестко закреплена крышка ведомая 19.

В центральном отверстии вала привода установлен толкатель 15, подвижно взаимодействующий с одной стороны с клапаном 21, с другой стороны термосиловым элементом 7, установленным в крыльчатке водяного насоса 2, посредством штока 14.

Резервная полость муфты, образованная ведущим диском 20 и ведомой крышкой 19, заполнена вязкой жидкостью ПМС-100000.

Работа автоматически управляемого вентилятора осуществляется следующим образом. При температуре охлаждающей жидкости ниже 85  С возвратная пружина 23 удерживает клапан 21 в закрытом положении, вязкая жидкость перетекает в резервную полость муфты, ведущий 20 и ведомый 18 диски вращаются с зазором между собой, что обеспечивает выключение. При этом частота вращения вентилятора должна быть не более 1500 об/мин.

При температуре охлаждающей жидкости дизеля выше 85  С термочувствительный элемент через шток 14 и толкатель 15, преодолевая усилие возвратной пружины 23, открывает клапан 21. Вязкая жидкость через отверстие в ведущем диске перетекает в рабочую полость, заполняет зазор между ведущим и ведомым дисками, в результате чего происходит сцепление этих дисков и вентилятор включается.

1 – корпус водяного насоса; 2 – крыльчатка; 3 – крышка; 4 – кольцо (уплотнение); 5 – бонка демонтажная; 6 – болт; 7 – термосиловой элемент; 8 – сальник водяного насоса; 9 – валик насоса;10 – подшипник; 11 – кольцо стопорное; 12 – шкив; 13 – гайка; 14 – шток; 15 – толкатель; 16 – кольцо(уплотнение); 17 – вал привода; 18 диск ведомый; 19 – крышка ведомая; 20 – диск ведущий; 21 клапан ; 22 обойма; 23 – пружина; 24 – стойка; 25 – ось клапана; 26 – стопор; 27 – гайка стопора; 28 – пружина; 29 кольцо (уплотнение); 30 – лопасть вентилятора; 31 болт.

Рисунок 8-Насос водяной с автоматически отключаемым вентилятором

Имеется два варианта установки вентилятора: без проставки и с проставкой

а – без проставки; б – с проставкой.

1-лопасть, 2-болт, 3-шайба, 4-проставка, 5-болт, 6-шайба, 7заклепка, 8-крестовина.

Рисунок 9– Установка вентилятора

На комбайновой модификации дизеля Д-260.4S2 водяной насос устанавливается без вентилятора, так как подача воздуха для охлаждения радиатора осуществляется вентилятором, установленным на комбайне.

На дизели Д-260.1S2, Д-260.2S2 устанавливается нерегулируемый турбокомпрессор (Рисунок 10), использующий энергию отработавших газов для наддува воздуха в цилиндры дизеля.

Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров дизеля под давлением поступают через выпускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают колесо турбины с валом, на другом конце которого колесо компрессора через воздухоочиститель всасывает воздух и подает его под давлением в цилиндры дизеля.

Турбокомпрессор, в соответствии с рисунком 10, выполнен по схеме: радиальная центростремительная турбина и центробежный одноступенчатый компрессор при консольном расположении колес относительно опор.

Частота вращения ротора, подача и давление нагнетаемого воздуха зависят от режима работы дизеля.

1 колесо турбины с валом; 2 корпус турбины; 3 моновтулка; 4 маслоотражатель; 5 кольцо эксцентрическое; 6 колесо компрессора; 7 гайка специальная; 8, 15 – уплотнительные кольца; 9 диффузор; 10 крышка; 11 корпус компрессора; 12 –упорный подшипник; 13 – втулка распорная; 14 корпус средний (корпус подшипников).

Рисунок 10 – Турбокомпрессор нерегулируемый.

Корпус турбины 2 турбокомпрессора отлит из высокопрочного чугуна. Проточная часть турбины для прохода отработавших газов образована корпусом и колесом турбины.

Корпус компрессора 11 отлит из алюминиевого сплава, его проточная часть образована корпусом и колесом компрессора.

Корпуса турбины и компрессора крепятся к корпусу подшипников 14, отлитому из высокопрочного чугуна.

Колесо турбины 1 отлито из жаропрочного сплава и приварено к валу ро-

Колесо компрессора 6 отлито из алюминиевого сплава и крепится на валу

ротора специальной гайкой.

Вал ротора вращается в радиальном подшипнике, выполненном в виде плавающей не вращающейся моновтулки 3. Моновтулка фиксируется в корпусе подшипников фиксатором. Осевое перемещение ротора воспринимает упорный подшипник 12.

Подшипники турбокомпрессора смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по трубопроводу от полнопоточного масляного фильтра. Как в радиальном, так и в упорном подшипниках дополнительно осуществляется центробежная очистка масла. Из турбокомпрессора масло сливается в картер дизеля по маслоотводящей трубке.

Со стороны компрессора и турбины установлены газомасляные уплотнения, в качестве которых используются пружинные уплотнительные кольца 8 и 15, установленные в канавках ротора. Со стороны компрессора для повышения эффективности установлен маслоотражатель, а со стороны турбины – экран.

На дизелях Д-260.4S2, Д-260.9S2 устанавливается регулируемый турбокомпрессор (Рисунок 11).

1 ротор; 2 корпус турбины; 3 корпус подшипника; 4 корпус компрессора; 5 – исполнительный механизм; 6 кронштейн крепления исполнительного механизма; 7 воздухопровод.

Рисунок 11Турбокомпрессор регулируемый.

Регулирование наддува происходит путем перепуска части отработавших газов мимо колеса турбины при превышении давления наддува определенного значения.

Конструктивно турбокомпрессор в соответствии с рисунком 11 состоит из следующих основных узлов: ротора 1, корпуса турбины 2, корпуса подшипника 3, корпуса компрессора 4, исполнительного механизма 5, кронштейна крепления

исполнительного механизма 6, воздухопровода 7.

В состав ротора входят вал, сваренный с колесом турбины и установленные на нем колесо компрессора, распорная втулка масляного уплотнения, две шайбы, гайка и два уплотнительных кольца. Ротор вращается в радиальном подшипнике, установленном в корпусе подшипника. Осевое перемещение ротора воспринимается упорным подшипником.

В корпус турбины регулируемого турбокомпрессора встроен перепускной клапан. Рычаг перепускного клапана соединен регулируемой тягой с исполнительным механизмом, связанным воздухопроводом с выходом компрессора. Настройка регулятора на определенное давление производится регулированием длины тяги.

Изменение длины тяги исполнительного механизма турбокомпрессора в процессе эксплуатации не допускается.

Подшипники турбокомпрессора смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по трубопроводу от системы смазки дизеля. Из турбокомпрессора масло сливается в картер дизеля.

Разборка и ремонт турбокомпрессора в процессе эксплуатации не допускаются и должны производиться в условиях специализированной ремонтной мастерской.

Устройство пуска дизелей состоит из электрического стартера номинальным напряжением 24В.Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением с электромагнитным реле и механизмом привода.

Для обеспечения пуска при низких температурах окружающего воздуха все дизели укомплектованы свечами накаливания номинальным напряжением 23 В и имеют места для подвода и отвода теплоносителя от системы тепловой подготовки, устанавливаемой потребителем на тракторе, машине.

1.2.2.10 Генератор и его привод

На дизелях устанавливаются безщеточные генераторы переменного тока, с встроенным выпрямительным и регулирующим напряжение устройствами, предназначенные для работы в качестве источника электроэнергии в схемах электрооборудования тракторов, сельскохозяйственных и других машин.

Генераторы имеют выводы для подключения к цепям: «+» нагрузки и аккумуляторной батарее; «Д» реле блокировки стартера; «

Генератор служит для подзарядки аккумуляторной батареи, а также для питания постоянным током потребителей электроэнергии, установленных на тракторе, машине.

Привод генератора осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

1.2.2.11 Компрессор и его привод

Для привода пневматических тормозов прицепа и накачивания шин, дизели, устанавливаемые на трактор, комбайн, машину, оборудованы поршневым одноступенчатым компрессором воздушного охлаждения или двухцилиндровым с жидкостной системой охлаждения (Таблица 6).

Компрессор А29.05.000БЗА устанавливается на фланце крышки распределения и имеет привод от шестерни привода компрессора механизма распределения. Компрессор 5336-3509012-02 имеет клиноременный привод и устанавливается через плиту на крышке распределения.

При работе дизеля на сельскохозяйственных работах, не требующих использования энергии сжатого воздуха, компрессор А29.05.000БЗА должен быть отключен. Запрещается включение компрессора при работающем дизеле.

Система охлаждения компрессора 5336-3509012-02 объединена с системой охлаждения дизеля. Подвод охлаждающей жидкости к компрессору осуществляется от водомасляного теплообменника, отвод – в корпус термостатов.

1.2.2.12 Насос шестеренный и его привод

Для обеспечения систем гидрофицированного управления машиной на двигателе устанавливается шестеренный насос НШ 10-3Л, НШ 14-3Л или НШ 16-3Л.

Насос приводится во вращение через привод от распределительных шестерен двигателя.

Муфта сцепления предназначена для передачи крутящего момента от коленчатого вала дизеля на трансмиссию, а также служит для кратковременного разъединения дизеля с трансмиссией при работающем дизеле, для обеспечения безударного переключения передач и плавного трогания с места.

На дизелях устанавливается фрикционная, сухая, однодисковая или двухдисковая постоянно-замкнутая муфта сцепления в соответствии с таблицей 6.

1.2.3 Маркировка и пломбирование составных частей дизеля

Маркировка составных частей дизеля, изготавливаемых на «ММЗ» и получаемых по кооперации, производится на основании и в соответствии с действующей конструкторской документацией завода.

Маркировка покупных изделий, являющихся составными частями дизеля, в соответствии с конструкторской документацией предприятий-поставщиков.

Положение регулировочных элементов (болтов) топливного насоса высокого давления, влияющее на параметры технической характеристики дизеля, фиксируется проволокой и пломбой с нанесенным при фиксации клеймом. Это исключает возможность несанкционированной регулировки топливного насоса.

Точки пломбирования определены конструкторской документацией завода-изготовителя топливного насоса высокого давления.

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

2.1 Эксплуатационные ограничения

Для обеспечения длительной и безотказной работы дизеля в процессе эксплуатации придерживайтесь следующих основных положений:

  • до включения нового дизеля в работу под нагрузкой произведите его обкатку, руководствуясь п.2.3.4;
  • в начале смены перед пуском дизеля проверяйте уровень масла в картере дизеля и охлаждающей жидкости в радиаторе;
  • после пуска, до включения нагрузки, дайте дизелю поработать 2-3 мин сначала на минимальной частоте вращения холостого хода с постепенным по-

вышением ее до 1600 мин  1

не более, полная нагрузка непрогретого дизеля не

работа дизеля на минимальной частоте вращения холостого хода более 15 мин не рекомендуется, так как возникающее при этом разряжение в компрессорной части турбокомпрессора приводит к прорыву масла через уплотнения и выбросам его во впускной коллектор;

во время работы дизеля следите за показаниями контрольных приборов;

работа дизеля при давлении масла в главной масляной магистрали на минимальной частоте вращения холостого хода ниже 0,1МПа не допускается;

проводите своевременно техническое обслуживание дизеля, руководствуясь разделом 3.1;

периодически проверяйте состояние крепления сборочных единиц, при необходимости производите подтяжку креплений;

применяйте топливо и масло только тех марок, которые указаны в настоящем руководстве;

-содержите дизель в чистоте, не допускайте течи топлива, масла и охлаждающей жидкости, подсоса неочищенного воздуха в цилиндры;

2.2 Подготовка дизеля к использованию

2.2.1 Меры безопасности при подготовке дизеля

К подготовке дизелей допускаются операторы, водители и мотористы тракторов, комбайнов и машин, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение о присвоении квалификации, прошедшие инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Приступайте к работе только после подробного изучения устройства и правил эксплуатации дизеля.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ зачаливание строп производите только за рым-болты, имеющиеся на дизеле. (Схема строповки дизеля согласно Приложению Ж).

При расконсервации дизеля соблюдайте требования пожарной безопасности и гигиены при обращении с химреактивами, использованной ветошью и промасленной бумагой.

Не допускайте демонтаж с дизеля предусмотренных конструкцией ограждений.

При осмотре дизеля пользуйтесь переносной лампой напряжением не более 12 В.

Инструмент и приспособления при подготовке дизеля должны быть исправными, соответствовать назначению и обеспечивать безопасное выполнение работ.

Рабочее место подготовки дизеля должно быть оборудовано средствами пожаротушения.

2.2.2 Расконсервация дизеля, сборочных единиц и деталей

Дизели, поступающие потребителю, законсервированы на срок хранения 6 месяцев или на 1 год. Конкретный срок консервации указывается в паспорте на дизель.

Перечень операций по расконсервации указан в таблице 8.

Источник статьи: http://mtz.ru/novosti/13-rukovodstva/53-dizeli-d-260-1-s2-d-260-2-s2-d-260-4-s2-d-260-6-s2-d-260-9-s2

Adblock
detector