Контроль и сортировка деталей двигателя ВАЗ 21179 (1.8 л, 122 л.с.)
Контроль и сортировка деталей двигателя 1.8 литра выполняется в ходе его ремонта. Сначала производится осмотр деталей. Не допускаются: трещины, обломы, вмятины, забоины, смятие граней, повреждение резьбы более двух витков, расслоение и разлохмачивание ремня привода дополнительных агрегатов и ГРМ (осмотр визуальный). Детали, техническое состояние которых не удовлетворяет требованиям, а также прокладки и сальники подлежат замене. Далее рассказывается, как произвести замер рабочих поверхностей деталей.
Блок цилиндров 21176-1002011
Предельный диаметр цилиндров, при котором требуется расточка – 82,15 мм.
Измерение диаметра цилиндра производить по трем поясам в продольном и поперечном направлениях как показано на рисунке 33.
Предельный размер определять по наиболее изношенному цилиндру (нутромер НИ 50-100-1).
По диаметру цилиндры делятся на несколько классов. Класс диаметра цилиндра промаркирован рядом с цилиндром на поверхности блока, предназначенной для стыковки с масляным картером со стороны установки масляного фильтра.
Классы диаметров цилиндров приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Классы диаметров цилиндров
Обозначение класса диаметра цилиндра | Диаметр цилиндра, мм |
---|---|
A | 82,00…82,01 |
B | 82,01…82,02 |
C | 82,02…82,03 |
Шатун с крышкой в сборе 21177-1004045
Диаметр D, рисунок 34, отверстия под поршневой палец в верхней головке шатуна должен составлять 19,007…19,017 мм (нутромер типа НИ 18-50 ГОСТ 9244-75).
По диаметру отверстия D1 в нижней головке шатуны делятся на несколько классов.
Цветная метка классификации шатуна по диаметру D1 нанесена краской на боковой поверхности стержня шатуна без сферических выступов.
Классы диаметров отверстий в нижней головке шатуна приведены в таблице 3 (нутромер типа НИ 18-50 ГОСТ 9244-75).
Таблица 3 – Классы диаметров отверстий в нижней головке шатуна
Обозначение класса отверстия в нижней головке шатуна | Цвет метки на шатуне | Диаметр отверстия в нижней головке шатуна, мм |
---|---|---|
A | зеленый | 46,600…46,605 |
B | коричневый | 46,605…46,611 |
C | синий | 46,611…46,616 |
Шатун «колотый», линия разъема крышки и шатуна произвольная.
На боковых поверхностях шатуна и крышки с одной стороны имеются сферические выступы для корректной сборки шатуна с шатунной крышкой. Кроме этого на шатуне и шатунной крышке выбит серийный номер, который при сборке должен совпадать на обеих деталях.
Проверить толщину нижней головки шатуна. Толщина нижней головки шатуна должна быть в пределах 24,69…24,75 мм (микрометр типа МК 25-1).
Масса шатуна в сборе, включая шатун, крышку, втулку и два болта, составляет 452 ± 7 г.
Вал коленчатый 21177-1005020
Допустимые значения размеров диаметров коренных и шатунных шеек коленчатого вала, рисунок 35, согласно таблицам 4 и 5 (микрометр типа МК 75-1, штангенциркуль ШЦ-II-250-0,05, призмы, индикатор типа ИЧ-10, штатив ШМ-ПВ-8).
При значениях размеров диаметров шеек, менее указанных в таблицах, коленчатый вал подлежит ремонту путем перешлифовки шеек с уменьшением диаметра на 0,25; 0,5; 0,75 или 1 мм.
При значениях размеров D – 49,79 мм и d – 41,97 мм коленчатый вал выбраковывается.
На поверхностях коленчатого вала, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, не допускаются царапины, забоины и риски.
Маркировка размерных групп шатунных и коренных шеек коленчатого вала нанесена в две строки на фланце под установку маховика, рисунок 36.
Маркировка классов шеек слева направо содержит информацию соответственно их порядковому номеру (начало отсчета со стороны привода ГРМ). Класс шатунных шеек маркируется в верхней строке, класс коренных шеек в нижней строке.
Классы диаметров шатунных шеек коленчатого вала приведены в таблице 4 (микрометр типа МК 75-1).
Таблица 4 – Классы диаметров шатунных шеек коленчатого вала
Класс диаметра шатунной шейки коленчатого вала | Диаметр d шатунной шейки коленчатого вала, мм |
---|---|
1 | 42,990…42,995 |
2 | 42,984…42,990 |
3 | 42,979…42,984 |
Классы диаметров коренных шеек коленчатого вала приведены в таблице 5 (микрометр типа МК 75-1).
Таблица 5 – Классы диаметров коренных шеек коленчатого вала
Класс диаметра коренной шейки коленчатого вала | Диаметр D коренной шейки коленчатого вала, мм |
---|---|
1 | 50,812…50,819 |
2 | 50,806…50,812 |
3 | 50,799…50,806 |
Проверить радиальное биение коренных шеек коленчатого вала (призмы, индикатор типа ИЧ-10, штатив ШМ-ПВ-8). Радиальное биение не должно быть более 0,03 мм.
Не допускаются сколы и трещины любого характера, прогары, разрушение перегородок (осмотр визуальный).
Внешний вид днища поршня приведен на рисунке 37
По наружному диаметру поршни разбиты на классы номинальные (А, В, С) и ремонтные, увеличенные на 0,5 мм (А+0,5; В+0,5; С+0,5).
Класс поршня (маркировка А, В, С или А+0,5; В+0,5; С+0,5) наносится на днище поршня методом клеймения, рисунок 37.
В запасные части поставляются поршни, как ремонтных классов, так и номинальных.
Наружный диаметр D, рисунок 38, поршня, замеренный на расстоянии L = 10 мм от нижнего края юбки поршня в плоскости перпендикулярной оси поршневого пальца, должен соответствовать классу диаметра поршня в соответствии с таблицей 6 (микрометр типа МК 100-1).
Классы диаметров поршней приведены в таблице 6 (микрометр типа МК 100-1).
Таблица 6 – Классы диаметров поршней
Обозначение поршня | Класс поршня | Диаметр поршня, мм | Примечание |
---|---|---|---|
21177-1004015-10 | A | 81,960…81,970 | стандартный |
21177-1004015-11 | B | 81,970…81,980 | |
21177-1004015-12 | C | 81,980…81,990 | |
21177-1004015-30 | А + 0,5 | 82,460…82,470 | ремонтный |
21177-1004015-31 | В + 0,5 | 82,470…82,480 | |
21177-1004015-32 | С + 0,5 | 82,480…82,490 |
Внимание: Юбка поршней графитирована в соответствии с TSIE-012-004. Толщина слоя 0,015±0,005 мм.
Диаметр отверстия под поршневой палец должен составлять 19,004…19,009 мм (нутромер типа НИ 18-50-1).
Поршневой палец 21177-1004020
Не допускаются следы износа и задиры на поршневых пальцах после выпрессовки (осмотр визуальный).
Проверить наружный диаметр D, рисунок 39, поршневого пальца. Наружный диаметр поршневого пальца должен быть в пределах 18,995…19,000 мм (микрометр типа МК 25-1).
Проверить длину L поршневого пальца. Длина поршневого пальца должна быть в пределах 52,7…53,0 мм (штангенциркуль типа ШЦ-1-125-0,1).
Упорные полукольца 2101-1005183, 2106-1005183, рисунок 40
- толщина полукольца номинального размера не менее 2,30 мм;
- толщина полукольца увеличенного размера не менее 2,40 мм (микрометр МК 25-1).
Валы распределительные впускной 21176-1006015, выпускной 21176-1006014
Допустимые значения размеров согласно таблице 7 (призмы, индикатор типа ИЧ-10, штатив ШМ-ПВ-8, микрометр МК 50-1).
Высоту кулачков определять по формуле С = H — D, где: H — высота кулачка с базовым диаметром, D — базовый диаметр.
Обозначение распределительного вала | Диаметр опорных шеек не менее, мм | Высота С кулачков не менее, мм | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
D1 | D2 | D3 | D4 | D5 | ||
21176-1006015 | 33,94 | 23,94 | 8,71 | |||
21176-1006014 | 6,99 |
Впускной и выпускной распределительные валы имеют внешние отличия, рисунок 41.
На переднем торце впускного распределительного вала 21176-1006015 имеются, кроме центрального отверстия под болт крепления, еще пять отверстий, а на торце выпускного распределительного вала 21176-1006014 имеется одно отверстие.
Корпус подшипников распределительных валов 21176-1006033-10
Проверить диаметр D, рисунок 42, отверстий на корпусе подшипников распределительных валов 21176-1006033-10. Диаметр отверстий под распределительные валы должен быть 24,000…24,021 мм (нутромер типа НИ 18-50-1).
Замеры производить в сборе с головкой цилиндров. Момент затяжки болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов 8,0…10,0 Н∙м (0,8…1,0 кгс∙м) (головка сменная Torx E8, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Шкив выпускного распределительного вала 21176-1006031
Допустимый диаметр отверстия D, рисунок 43, под распределительный вал не более 22,04 мм (нутромер НИ 18-50-1).
Механизм поворота впускного распределительного вала со шкивом в сборе 21176-1065010
- диаметр отверстия D, рисунок 44, под распределительный вал не более 31,05 мм (нутромер НИ 18-50-1);
- диаметр D1 рабочей поверхности под сальник не менее 39,96 мм (микрометр МК 50-1).
Шкив зубчатый коленчатого вала 21126-1005030
- диаметр D, рисунок 45, отверстия под коленчатый вал не более 22,06 мм (нутромер НИ 18-50-1);
- ширина шпоночного паза А не более 4,1 мм (штангенциркуль типа ШЦ-1-125-0,1)
Болт крепления головки цилиндров 2112-1003271-01
Допустимая длина болта L, рисунок 46, не более 100 мм (штангенциркуль типа ШЦ-1-125-0,1).
Проверить состояние зубчатого обода и, в случае повреждения зубьев, заменить маховик. Установить маховик на поверочную плиту поверхностью А, рисунок 47, и проверить не параллельность плоскостей В и С относительно плоскости А (плита поверочная, штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10).
Допустимая не параллельность поверхностей А, В, С не должна быть более 0,1 мм
Поделиться в социальных сетях:
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Источник статьи: http://xn--80aal0a.xn--80asehdb/do-my-self/repair/repair-lada-vesta/9763-kontrol-i-sortirovka-detalej-dvigatelja-vaz-21179-18-l-122-ls.html
Обзор поршней для двигателя 1.8 л. Vesta и X-ray (21179).
Поршни — одна из важнейших деталей двигателя, на них действуют колоссальные термические и фрикционные нагрузки. Изготовление поршней, удовлетворяющих современные требования, сложное и высокотехнологичное дело, поэтому большинство автопроизводителей отказалось от собственного производства, и поручила изготовление этой детали узкоспециализированным предприятиям.
АвтоВаз в этом плане не исключение, поршни для своего самого современного двигателя (21179), они заказывают у производителя мирового уровня Federal Mogul. Производство локализовано в России и изготавливает широкую номенклатуру поршней для отечественных двигателей (Lada, volkswagen, Камаз). Двигатель 21179 является самым мощным из серийных двигателей АвтоВаза, блок цилиндров здесь тот же самый, а достичь увеличения объема удалось увеличив ход поршня. В связи с этим двигатель получился очень капризным при сборке поршневой и у него частенько из-за этого наблюдается повышенный расход масла. Причина тут , в основном, в низкой точности обработки блока, хотя доля вины поршней тоже есть. Поршень для 21279 имеет современную, облегченную конструкцию, три кольца и короткую юбку, именно короткая юбка, в сочетании с длинным ходом и чуть завышенным размером в блоке, дает повышенный расход масла.
К размерам поршней претензий обычно не бывает, в первую очередь это связано с размерами поршня, небольшую деталь обработать точно значительно проще чем громоздкий блок. К тому же, наружные поверхностей легче обрабатывать и измерять, что дает возможность получить деталь без эллипсов и отклонений.
Поршни отличаются по типоразмеру — 82 мм и 82.5 мм, Каждый из типоразмеров имеет классы точности (A,B,C). Обычно с завода идет 82 мм A или B класс, то есть 82-0,04-0,03 или 82-0,03-0,02 мм, точность изготовления для всех поршней одинакова (может не значительно отличаться в зависимости от производителя) +-0,002 мм. Немного выгоднее с этого ракурса смотрятся поршни фирмы СТК, они обрабатываются за одну установку, и должны иметь большую точность изготовления.
Интересная ситуация с антифрикционным покрытием разных производителей. Если Federal Mogul наносит покрытие EcoTough® (основные компоненты диоксид молибдена и графит), СТК наносит свое покрытие Molykote (в основе дисульфид молибдена), еще один крупный производитель Мотордеталь наносит NANOFRIKS (фосфатирование). Какое покрытие лучше, сказать сложно, EcoTough® выглядят поинтересней.
Стоит отметить, что Мотордеталь дает самую полную информацию о своем продукте, самые скупые здесь Federal Mogul, на офф сайте лишь общие фразы о покрытии. Так же здесь добавлены классы D и E, что довольно удобно при ремонте.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/manstheme/obzor-porshnei-dlia-dvigatelia-18-l-vesta-i-xray-21179-5ec7d11af00711243d9f6966