Меню

Шевели поршнями или поршнями

Поршнями то шевели

«Шевели поршнями!». Слышали такую фразу? Думаю, что слышали, но не придавали значения ее смыслу. Посыл понятен: нужно ускорить темп ходьбы или бега. Но откуда пошло это выражение, и что собой представляют эти поршни?

На самом деле поршни — это один из видов обуви, которую носили наши предки. Они пользовались популярностью у народа: для изготовления не требовалось никаких особых навыков, и сделать их можно было без привлечения мастеров. Достаточно было взять кусок кожи с самой простой обработкой или шкурку с маленького животного, пропустить по краям кожаную полоску и стянуть. Размер регулировался силой натяжения полоски. Скорее всего, поршни — первая обувь, которую надевал юный славянин, так как название могло образоваться от слова «порхлый» (мягкий, рыхлый). Некоторые крестьяне укрепляли поршни вставками из кожи на носке и подъеме, украшали вышивкой и бахромой. Крепилась такая обувь шнуровкой, что придавало сходства с лаптями. Считается, что самые старые поршни найдены в районе Новгорода: археологи датируют их возраст X-XI веком.

Практически равную популярность с поршнями имели знаменитые лапти. Вопреки расхожему мнению, плели их не только из лыка: в ход шли берестяные полоски и даже кожа. Крепление самое простое: от пятки лаптей пропускалась веревка или кожаный шнурок, и им онучи приматывали к голени, таким способом удерживая лапти на ноге. Для увеличения срока службы подошву подшивали конопляной веревкой. Кстати, служили лапти очень мало: от 3 до 10 дней, в зависимости от сезона. Летом плетеная обувь снашивалась за 3-е суток, поэтому для дальней дороги всегда брали несколько пар про запас.

Шведы даже назвали определенное расстояние, которое можно преодолеть без замены обуви, «лапотной милей». Лыко для плетения заготавливалось по весне, пока не распустились листья. На одну пару лаптей для взрослого человека нужно было ободрать 3 молодых деревца. Косое или прямое плетение лаптей считалось делом, которым любой уважающий себя мужчина мог заниматься в промежутках между более важными занятиями. И, скорее всего, именно отсюда пошло выражение «Лыка не вяжет», то есть человек находится в состоянии, когда он непригоден даже к легкой работе. Остается загадкой, как же язычники, с благоговейным трепетом относящиеся к природе, а впоследствии и крещеный люд, не уничтожили на корню деревья при сборе сырья.

Видимо, существовал какой-то способ снять верхний слой коры с минимальным уроном дереву. Примерно так поступали индейцы в Америке: они умели снимать кору с одного дерева раз в несколько лет. Историки считают, что древнее знание утеряно, либо, что более вероятно, народ просто предпочитал ходить босиком. А вот старообрядцы, кержаки, лаптей не носили, но зато хоронили своих покойных товарищей именно в этой обуви. Минутка на археологию: возраст кочедыка (приспособления для плетения лаптей) датирован еще каменным веком! Можно представить, с какого времени люди носили плетеную обувь; а популярны лапти были вплоть до начала XX века.

Сапоги наших предков имели мягкую подошву: жесткая появилась примерно в XIV веке. Скошенное сзади невысокое голенище, тупой или, наоборот, заостренный носок и полное отсутствие каблука — вот примерное описание сапог того времени. Каблук на них начали делать ближе к XVII веку.

В сказках, царевичи часто были обуты в сафьяновые сапоги. У меня этот материал всегда ассоциировался с чем-то вроде замши, но, готовя эту статью, я решила точно узнать, что это за зверь неведомый, и как он выглядел. Оказывается, высший сорт сафьяна — это выделанная определенным образом козья шкура, окрашенная в яркий цвет (красный, желтый, голубой, белый и зеленый). Менее качественный материал дает тот же способ выделки, но уже телячьей или овечьей шкуры.

Крашение кожи стало отдельной профессией гораздо позднее, поначалу этим занимался сапожник. Сафьяновые сапоги, украшенные тиснением, вышивкой и кистями, считались праздничной обувью. Для повседневной носки зажиточный крестьянин покупал обычные кожаные сапоги черного цвета. Обязательно зажиточный, потому что они стоили достаточно дорого — для сравнения, если в конце XIX века пара лаптей стоила 3-5 копеек, то цена на сапоги поднималась до нескольких рублей. Носили их с портянками, а в зимнее время вместо полотняной обмотки утепляли ногу куском меха.

Еще один вид обуви, являющийся для иностранца частью составного образа русского человека — валенки. Сделанные из войлока изделия находили еще при раскопках Помпеи, у нас же короткие валяные чуни встречались в VIII веке, но они состояли из двух сшиваемых вместе частей, а цельное бесшовное изделие появилось только в XVIII веке. Для создания среднего размера валенок мастера вручную смешивали почти килограмм овечьей шерсти, мыло, соду и слабый раствор серной кислоты.

Секреты тяжелого ручного ремесла свято хранились в семье мастера, передаваясь от отца к сыну. Валенки считались очень ценным подарком, а родители невесты вполне могли оценить благосостояние жениха именно по их наличию. В бедной семье эту обувь носили по очереди, или, что чаще всего, по старшинству. Если взять более поздний временной отрезок, то и здесь валенки на особом счету: теплая, легкая обувь из натуральной шерсти не единожды спасала наших солдат от обморожения во время войн, и позволила освоить север страны.

Ради интереса я попыталась узнать, есть ли в наше время производство подобных вещей. И узнала: мастерство не затерялось в веках, сейчас есть умельцы, которые могут сделать красивые удобные поршни или сплести праздничные лапотки.

Читайте также:  В цилиндре под поршнем находится кислород поршень

Источник статьи: http://oppps.ru/porshnyami-to-sheveli.html

Шевели поршнями

— Род обуви из кожаных лоскутов, по форме сходной с лаптями. Крестьяне косили на болоте в поршнях. ( Толковый словарь Ушакова (Ушаков Д.Н., 1935 – 1940 гг.) )

Фраза не новая, как многие считают, а применялась еще и до 20 века. Так, она встречается, например, в письмах начала 19 века русского поэта Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837).

Фраза не от привычного нам поршня (устройства), а от старинного названия обуви на Руси.

Так, один из видов обуви называли как «поршни» или «моршни» — обувь, сделанная из одного куска кожи (или сшитая из двух — подошвы и верха), собранная вокруг щиколотки на ремешке.

Соответственно, «шевели поршнями» — быстрее иди (беги).

«Поршень муж. (от переть, пру?) поршни, астрах. порушни (рушать?), постолы, кожанцы, калиги, род сандалий; поршни вообще не шьются, а гнутся (загни поршни, сделай) из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздержке, очкуре, ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и тюленьи и пр.: их б.ч. носят летом, налегке, или на покосе, где трава резуча, а рыбаки обувают их и сверх бахил. Зовут поршнями и обувь из опорков сапожных, или берестяники, шелюжники (лапти), даже кенги, плетения из суконных покромок. Как черт в поршнях, неуклюж. Поршнями медведя не испугаешь: сам космат. Он в поршнях родился, грубый мужик. У тебя голова-та поршень поршнем, всклочена. Переобула его (переобулся) из поршней (из сапог) в лапти. Все люди кок люди-а мой муж как поршень.»

Источник статьи: http://dslov.ru/fslov/f1179.htm

Шевели поршнями! Вот откуда пошло такое выражение

Поршни — простейшая русская кожаная обувь, известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже — небогатый городской люд. Само слово «поршни» переводится с древнерусского «лоскут» или «рыхлый».

Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди. Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного.

По внешнему виду поршни — это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи. По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая — образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.

Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений , который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://s30232294060.mirtesen.ru/blog/43442232976/SHeveli-porshnyami!-Vot-otkuda-poshlo-takoe-vyirazhenie

Что на Руси означало выражение «шевели поршнями»?

Сегодня в статье мы рассмотрим интересное выражение, которое давно устарело, но осталось в русском языке: в разговорном и литературном.

Фраза «шевели поршнями» означает иди или беги быстрее, делай что-то поскорей. В настоящее время словосочетание не используется в разговорной речи, а вот до середины XX встречалась даже в литературных произведениях.

Что же такое поршни?

Поршнями называли обувь из тонкой кожи. С древнерусского языка поршни (порхлый) означают рыхлый или лоскуток. Такую обувь носили вначале восточные славяне, а затем небогатые люди, проживающие в городе.

Славяне брали небольшой лоскут кожи, по краям продевали небольшую веревочку и затягивали по ноге. Вот такие сандалии древние получались.

Затем поршни уже шили из двух лоскутков и были они похожи на мягкие туфли. Позднее появились красивые поршни для праздников, их украшали бахромой и вышивкой, делали красивую плетёнку.

Самые древние поршни обнаружили в Новгороде. Ориентировочно они относятся к X—XI веку.

А на самом-то деле «шевели поршнями» — это не обидно

Это сейчас фраза «шевели поршнями» кажется нам обидной и немного грубой, но у славян было совершенно не так. Объясню, почему мы так считаем.

Во первых, слово «шевели» означало «касаться чего-либо, легкое движение, слегка двигаться», а «поршни» — мы уже рассмотрели выше, красивая летняя обувь. А, если поршни были на ножках у девушки, то это вообще целое произведение искусства с вышивкой и узорами растений.

Позднее поршнями уже называли и лапти, и сапоги. Крылатая фраза «шевели поршнями» стала иметь переносное значение и подгоняла человека сделать что-то побыстрее.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал , чтобы получать новые статьи.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d3fdb3435ca3100ae71e7de/chto-na-rusi-oznachalo-vyrajenie-sheveli-porshniami-5d4282084e057700ae49355c

Что значит выражение: «Шевели поршнями»?

Пожалуй, каждому современному человеку известно, что поршень — это часть двигателя. Причём это важная часть не только двигателя внутреннего сгорания, но и его предшественника: парового двигателя.

Наверняка каждому нерасторопному человеку хоть раз в жизни предлагали «пошевелить поршнями». В этот момент объект скорее всего представлял себя в роли двигателя.

На самом деле поршень намного древней всех двигателей вместе взятых и отношения к механике долгое время совершенно никакого не имел.

Читайте также:  Палец поршня мотоцикла урал

На самом деле поршни — это вид обуви, издавна распространённый на Руси наряду с лаптями, валенками и сапогами.

В отличии от валенок и сапог, которые были по карману более зажиточным людям, поршни и лапти носили простые крестьяне.

Поршни изготовить было очень просто. Для этого нужен был любой кусок кожи, по краям которой сквозь отверстия пропускался шнурок. В общем-то и всё. Шнурок затягивался и кожа облегала стопу. Поршни так же как и лапти надевались на онучи(портянки), поверх которых обматывались оборы(верёвки).

Кожа, конечно же, стоила денег. Не проще ли, спросите Вы, было ходить в лаптях?

Для того чтобы сплести одну пару лаптей, нужно было ободрать лыко как минимум с трёх деревьев. При этом наши предки умудрялись сделать это аккуратно и бережно и деревья при этом не погибали. Секрет и тонкости этого процесса известен лишь немногим современным мастерам.

Отправляясь в дальнюю дорогу, крестьянин брал с собой несколько пар лаптей. Существовало такое понятие как «лапотная миля», преодолев которую износившуюся обувь приходилось менять.

Сапоги и валенки стоили от нескольких рублей, тогда как пара лаптей стоила несколько копеек. Поршни были в ходу у простого люда и наряду с лаптями отлично служили русскому крестьянину.

Так что, услышав окрик в спину: «Шевели поршнями», Вы теперь точно знаете настоящий смысл выражения и можете пояснить суть этой фразы человеку, обратившемуся к Вам.

Возможно, Вам будет интересно:

Оставайтесь с нами, будет интересно.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c2b46cf80738300aaca3464/chto-znachit-vyrajenie-sheveli-porshniami-611204ca8e4b9c7d39376db0

Словари

ТОРМОЗ — устройство для замедления или остановки движения. Тормоз действует, поглощая механическую энергию и затем рассеивая ее (обычно в форме теплоты). Тормоз может быть механическим или электрическим. Все механические тормоза — фрикционные; электрические могут быть гистерезисными, индукционными и феррожидкостными.

Механические тормоза. В механическом тормозе энергия движения поглощается и преобразуется в теплоту в результате трения между двумя поверхностями, одна из которых движется, а другая неподвижна. Привод механического тормоза может быть рычажным, тросовым, электромагнитным, гидравлическим или пневматическим. Основной тип механического тормоза — колодочный; в нем тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану. Колодки могут воздействовать на барабан не снаружи, а изнутри, как в автомобильных тормозах, в том числе и с гидроусилением.

КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ. Тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану, и силы трения замедляют его вращение, энергия которого при этом преобразуется в теплоту. 1 — тормозные колодки; 2 — тормозной барабан; 3 — пружина.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТОРМОЗ с внутренним расположением колодок. При срабатывании гидроцилиндра его поршни прижимают тормозные колодки с накладками из фрикционного материала к поверхности тормозного барабана. 1 -тормозные колодки; 2 — тормозной барабан; 3 — фрикционная накладка; 4 — гидроцилиндр с двумя поршнями.

В колодочном тормозе с наружным или внутренним расположением колодок тормозящее действие обеспечивается силами трения, приложенными к поверхности тормозного барабана.

В дисковом же тормозе, заменившем барабанный колодочный в самолетах и во многих автомобилях, силы трения прилагаются к поверхности тормозного диска. Дисковый тормоз обычно имеет гидравлический привод.

ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ. Под действием двух поршней тормозные колодки с обеих сторон прижимаются к тормозному диску. 1 — тормозной диск; 2 — вал; 3 — поршни; 4 — тормозные колодки; 5 — шпонка.

Электрические тормоза. В отличие от механического (фрикционного) тормоза в электрическом для торможения не используется механическое трение. В гистерезисном и индукционном тормозах тормозное действие является результатом взаимодействия электрических полей. Особенностью таких тормозных систем является то, что тормозное действие полностью отсутствует при нулевой скорости подвижной части тормоза — ротора — относительно статора. Торможение происходит только при наличии относительного движения — «скольжения». Поэтому такие тормоза применяются чаще всего не для полной остановки, а для замедления движения. В феррожидкостной тормозной системе зазор между ротором и статором заполнен вязкой суспензией порошка железа в масле. Для торможения через тормоз пропускают электрический ток, который создает в зазоре магнитное поле. Частицы железа выстраиваются вдоль магнитных силовых линий и удерживаются в таком положении магнитными силами. Суспензия как бы сгущается и затвердевает, что и вызывает торможение ротора. Как и механические, электрические тормоза в процессе работы нагреваются. Теплоту необходимо отводить во избежание повреждения или отказа тормозной системы.

Албегов Н.А. и др. Электропневматические тормоза. М., 1982 Александров М.П. и др. Тормозные устройства (справочник). М., 1985

ПОРШЕНЬ — муж. (от переть, пру?) поршни, астрах. порушни (рушать?), постолы, кожанцы, калиги, род сандалий; поршни вообще не шьются, а гнутся (загни поршни, сделай) из одного лоскута сырой кожи или шкуры (с шерстью), на вздержке, очкуре, ременной оборе; обычно поршни из конины, лучшие из свиной шкуры, есть и тюленьи и пр.: их б.ч. носят летом, налегке, или на покосе, где трава резуча, а рыбаки обувают их и сверх бахил. Зовут поршнями и обувь из опорков сапожных, или берестяники, шелюжники (лапти), даже кенги, плетения из суконных покромок. Как черт в поршнях, неуклюж. Поршнями медведя не испугаешь: сам космат. Он в поршнях родился, грубый мужик. У тебя голова-та поршень поршнем, всклочена. Переобула его (переобулся) из поршней (из сапог) в лапти. Все люди кок люди-а мой муж как поршень.

| Поршень, в насосе, цилиндр, ботик, стакан, обшиваемый кожей или шкурой. Поршневик муж. стержень, жердь, к которой приделывается поршень, опускаемый в трубу насоса для качанья.

Читайте также:  Газ медленно нагревают в цилиндре под поршнем

| Поршни, мн., твер. угри, прыщи, сыпь на лице.

| Поршень, архан. порховка, гриб дождевик, табачник. Поршневая труба, та, в которой поршень ходить; боковые ж трубы служат для подъема нагнетаемой в нее воды. Поршневая дверь, боковое отверстие в насосе, на случай чинки. Поршневой золотник, клапан, глотник, захлопка для пропуска воды вверх.

Переобуть из поршней в лапти кого. Народн. Ирон. Обмануть, перехитрить кого-л. ДП, 638.

Поршня дымятся [у кого]. Жарг. мол. О боли в ногах. Максимов, 124.

Опустить поршня. Жарг. авто. Находиться в подавленном состоянии. Максимов, 288.

Двигать (шевелить) поршнями, чаще в форме повел. накл. Жарг. мол. Идти, передвигаться быстро. Я — молодой, 1996, № 26; Вахитов 2003, 203; Максимов, 486.

Ходить в поршнях. Волг. То же, что ходить без порток (ПОРТКИ). Глухов 1988, 166.

Мышца, мускул (часто о руках или о половом члене).

С такими-то поршнями и ночью по улице ходить не страшно (о сильных руках).

нареч, кол-во синонимов: 300

КОПИР а, м. copier > нем. copieren, Kopiershablone. Деталь копировального станка, передающая движение инструменту, воспроизводящему на заготовке заданный профиль поверхности, соответствующий профилю копира. СИС 1985. Обработка по копиру. Лепинг 1 738. || Как работает механизм <котлетного автомата>. Диск с поршнями вращается, штоки поршней упираются в копир внизу, как катаясь по копиру то в гору, то с горы. Поэтому сами поршни то поднимаются над выступами копира, то опускаясь под действием пружины. Копир можно повернуть на 180° за ручку. ПИО 1997 2 43. — Лекс. СИС 1979: копи/р.

ПАККАРД — «ПА́ККАРД» (Packard Motor Car Company), американская автомобильная компания, производившая представительские автомобили. Штаб-квартира располагалась в Уоррене, с 1901 в Детройте (штат Мичиган).

Основана инженером и совладельцем небольшой электрической компании Дж. Паккардом в 1899 и первоначально называлась Ohio Automobile Company. Вначале выпускались моторные повозки-багги, типичные для начала американского автомобилизма. В 1901 Паккард представил небольшой двухместный автомобиль с бензиновым двигателем на выставке в Нью-Йорке, где на нее обратил внимание богатый бизнесмен Генри Джой. Ходовые качества автомобиля настолько поразили Джоя, что он сначала предложил финансировать проекты Паккарда безвозмездно, а затем купил и всю компанию, перевел ее в Детройт, переименовав в «Паккард Мотор Кар». Недолгое время продолжался выпуск моделей самого Паккарда, но вскоре стали делать все более крупные и мощные автомобили. В 1915 Генри Джой и инженер Джесс Винсент сконструировали и выпустили модель Twin Six («Твин Сикс», буквально «двойная шестерка»), оснащенную первым в мире V-образным 12-цилиндровым двигателем с алюминиевыми поршнями, электрическими фарами и электрическим стартером. Выпускаемая в открытом и закрытом вариантах модель сразу же вывела небольшую компанию наверх, в высший свет. Огромные дорогостоящие лимузины, способные достигать скорости 130 км/ч, продавались до начала 1920-х годов, причем после небольшого перерыва компания в начале 1930-х годов стала опять выпускать автомобили с 12-цилиндровым двигателем.

Всемирно известной стала более скромная 16-цилиндровая модель, выпуск которой стал возможен в тридцатые годы, когда при сборке моделей начали использовать унифицированные детали и узлы. Компания «держала марку» вплоть до начала Второй мировой войны. Послевоенные годы были значительно менее удачными, не просчитанный спрос привел к сокращению производства. После приобретения в 1954 компании «Студебекер (см. СТУДЕБЕКЕР)», находившейся в состоянии финансового упадка, дела так и не поправились. Модели оборудовались трансмиссией собственной конструкции Twin-Ultramatic и оригинальной подвеской, конструктивно интересной, но имевшей ряд дефектов. Удорожание производства стало непосильным и «Паккард» был куплен Curtis Wright Corporation, окончательно прекратившей выпуск автомобилей в 1958.

Компания была хорошо известна в СССР, где «Паккарды» еще в 1930-е годы приобретались для высокопоставленных военных и членов Политбюро в качестве официальных представительских автомобилей. Модели лимузинов «Паккард» стали основой советских автомобилей ЗИС и ЗИЛ, надолго переживших заокеанских прародителей.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРЕСС — машина, которая позволяет, прилагая в одном месте малое усилие, получать в другом месте большое усилие. Состоит из двух с сообщающихся цилиндров (с поршнями) разного диаметра, заполненных водой, маслом или другой подходящей жидкостью. По законам гидростатики давление (сила, действующая на единицу площади) в любом месте покоящейся жидкости (или газа) одинаково по всем направлениям и одинаково передается по всему объему. Это — закон Паскаля, названный по имени французского философа и ученого Б.Паскаля. Если к малому поршню приложить силу F1, то давление в жидкости увеличится на величину F1/A1, где A1 — площадь малого поршня. Это давление передастся большому поршню, а следовательно: F1/A1 = F2/A2, откуда F2 = (A2/A1) F1. Если площадь A2 намного больше площади A1, то сила F2 будет намного больше силы F1. Таков принцип действия гидравлического пресса, широко применяемого в технике. Следует иметь в виду, что работа, совершаемая силой F1, должна быть (в пренебрежении трением) равна работе, совершаемой против силы F2. Если через s обозначить перемещение поршня, то это можно записать в виде F1s1 = F2s2, откуда s2 = (F1/F2) s1, т.е. перемещение большого поршня гораздо меньше, чем малого.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПРЕСС, принцип действия.

Башта Т.М. и др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. М., 1982

Источник статьи: http://sanstv.ru/dict/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%BD%D1%8F%D0%BC%D0%B8

Adblock
detector