Меню

Циркуляционный насос автобуса лиаз

Циркуляционный насос автобуса лиаз

ЖИДКОСТНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ И ЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ НАСОС АВТОБУСА ЛиАЗ-621321 — ЧАСТЬ 1

Жидкостный подогреватель и циркуляционный насос предназначены для эффективного отопления кабины и салона автобуса, в том числе и на стоянке при неработающем двигателе, а также для предпускового разогрева и поддержания теплового режима двигателя.

Жидкостный подогреватель работает только в комплекте с циркуляционным насосом. Циркуляционный насос может работать автономно (без включения подогревателя), например, для ускоренного отвода тепла от двигателя или лучшей циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления автобуса. На автобусе устанавливаются жидкостный подогреватель модели THERMO 350 (рис. 13.6) и циркуляционный насос U4852 (AQUAVENT 6000) фирмы WEBASTO.

Питание жидкостного подогревателя топливом и электроэнергией осуществляется от основного топливного бака и аккумуляторных батарей автобуса.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИДКОСТНОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ THERMO 350

Теплопроизводительность, кВт (ккал/ч). 35 (30000)

Номинальное напряжение, В. 24

Рабочее напряжение, В. 20-28

Номинальная потребляемая мощность

(без циркуляционного насоса), Вт. 140

Допустимое рабочее давление жидкости, кПа (кгс/см2). 40-200 (0,4-2)

Содержание С02 в отработавших газах, %. 10+0,5

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦИРКУЛЯЦИОННОГО НАСОСА U 4851 (AQUAVENT6000)

Объемная подача при противодавлении 40 кПа (0,4 кгс/см2), л/ч. 6000

Номинальное напряжение, В. 24

Рабочее напряжение, В. 20-28

Потребляемая мощность, Вт. 209

Перед вводом в эксплуатацию подогревателя или после замены жидкости следует удалить воздух из системы.

Разборка, сборка и проверка подогревателя и циркуляционного насоса должны проводиться квалифицированными специалистами в мастерской, располагающей необходимыми инструментами и оборудованием.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: При пользовании подогревателем нужно помнить, что нарушение правил эксплуатации подогревателя или его неисправности МОГУТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ПОЖАРА.

— включать циркуляционный насос или подогреватель при отсутствии охлаждающей жидкости в системе;

— включение подогревателя без топлива;

— выключение «массы» до окончания цикла продувки (выключения электродвигателя подогревателя), так как это может привести к возрастанию температуры внутри подогревателя и обгоранию электропроводки;

— работа подогревателя в местах заправки автобуса топливом;

— эксплуатация подогревателя при подтекании топлива в соединениях.

Безопасная эксплуатация подогревателя обеспечивается прежде всего

исправным состоянием защитных устройств. ПРИМЕНЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПЛАВКИХ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Жидкостный подогреватель THERMO 350 (рис. 13.6) можно условно разделить на две основные части: теплообменник и горелку.

Теплообменник представляет собой две трубы, заглушенные днищами. В пространстве между днищами циркулирует теплоноситель 10 — подогреваемая жидкость. Внутрь теплообменника вставлена камера сгорания 11 с завихрителем 12.

Горелка представляет собой составной корпус, внутри которого установлены: электровентилятор, топливный насос 16 с электромагнитным клапаном, блок управления 3, высоковольтная катушка зажигания с электродами зажигания 5, индикатор пламени 15. На корпусе теплообменника смонтированы датчик температуры 8 и ограничитель температуры 9.

Электровентилятор состоит из крыльчатки 1 и электродвигателя 2. Отверстие для забора воздуха защищено от брызг кожухом 22.

Топливный насос подает топливо под давлением к форсунке, в которой оно распыляется. Привод насоса осуществляется через муфту 20 от электродвигателя 2. На выходе насоса установлен электромагнитный клапан, управляющий подачей топлива по команде блока управления.

Высоковольтная катушка зажигания подает высокое напряжение на электроды, между которыми возникает искра для розжига топлива .

Индикатор пламени 15 представляет собой фотодиод, изменяющий сопротивление в зависимости от силы света пламени. Сигналы индикатора подаются в блок управления и обрабатываются в нем.

Датчик температуры 8 регистрирует температуру жидкости в теплообменнике. Сигнал датчика поступает в блок управления. По этому сигналу блок выдает команду на прекращение горения, когда температура жидкости превысит расчетную рабочую. Когда температура жидкости превысит 125°, срабатывает ограничитель температуры 9, по сигналу которого блок управления выключает подогреватель.

Читайте также:  Как сделать перепускной клапан для насоса

Конструктивно подогреватель выполнен таким образом, что горелка закреплена на корпусе теплообменника шарнирно и может быть повернута со всеми смонтированными на ней узлами на шплинте 11 (рис. 13.7) для удобства обслуживания. Для поворота нужно предварительно отсоединить электрические разъемы и топливопроводы, затем ослабить гайки 13 и откинуть болты 14. При необходимости можно снять горелку, для чего допол-нительно нужно извлечь шплинт 11.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Открывать горелку можно только после отключения электропитания и окончания цикла продувки. ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ПОДОГРЕВАТЕЛЕ ОТКРЫВАТЬ ГОРЕЛКУ НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ, ТАК КАК ВНУТРИ НАХОДИТСЯ ИСТОЧНИК ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ — 20 кВ. После закрытия горелки необходимо затянуть гайки на откидных болтах.

Рис. 13.6. Жидкостный подогреватель THERMO 350 (схема):
I-крыльчатка; 2-электродвигатель; 3-блок управления; 4-держатель электродов; 5-электроды зажигания; б-штуцер подвода жидкости; 7-распылитель топлива; 8-датчик температуры; 9-ограничитель температуры; 10-теплоноситель;
II-камера сгорания; 12-завихритель; 13-патрубок выпуска отработавших газов; 14-диск; 15-индикатор пламени; 16-топливный насос с электромагнитным клапан; 17-регулятор подачи воздуха на горение; 18-питающая линия топлива; 19-сливная линия топлива; 20-муфта; 21-решетка для подачи воздуха; 22-кожух

Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/Liaz/002_Liaz_621321_4klass_rukovodstvo_2011/202.htm

Циркуляционный насос автобуса лиаз

ЛиАЗ-5256. Циркуляционный насос

Циркуляционный насос (рис 17-18) предназначен для обеспечения циркуляции теплоносителя (охлаждающей жидкости двигателя) в системе отопления кабины и салона автобуса

Циркуляционный насос состоит из электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения (двухпроводного исполнения) и насоса центробежного типа.

Электрическая схема жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса модели 34.3730 приведена в главе 16.

Жидкостный подогреватель и циркуляционный насос работают следующим образом.

Клавишей на щитке приборов в кабине водителя включают одновременно жидкостный подогреватель и циркуляционный насос. Дальнейшей работой подогревателя и насоса автоматически управляет электронный блок управления. Если температура жидкости ниже 65° С, термодатчик выдает сигнал, включаются электродвигатели подогревателя и насоса, загорается контрольная лампа на щитке приборов в кабине водителя. Примерно через 20 с автоматически включаются высоковольтный источник напряжения и электромагнитный клапан. Запорное устройство электромагнитного клапана открывается, обеспечивая поступление топлива. Между электродами появляется искра, топливо воспламеняется, после чего по сигналу индикатора пламени высоковольтный источник напряжения отключается.

Горение будет продолжаться до тех пор, пока температура жидкости не достигнет значения 78° С, после чего по сигналу термодатчика электронный блок управления обесточит электромагнитный клапан, и горение прекратится. В течение 2—3 мин электродвигатель подогревателя будет работать в режиме продувки, обеспечивая удаление из камеры сгорания оставшихся продуктов сгорания и охлаждение подогревателя. По истечении этого времени он отключится, и будет работать только электродвигатель насоса. Контрольная лампа на щитке приборов будет продолжать гореть.

Рис. 17-18. Циркуляционный насос модели 34.3730:
1 — штекерная колодка; 2 — выводы; 3, 20 — гайки, 4, 11, 23 — шайбы; 5 — уплотнительная втулка; 6 — крышка; 7, 18 — специальные винты; 8 — корпус; 9 — якорь; 10 — крышка; 12, 15, 21 — уплотнительные кольца; 13, 14 —втулки, 16 — пружина; 17 — корпус центробежного насоса; 19 — крышка насоса; 22 — крыльчатка; 24 — пластина; 25 — вывод;
26 — пружинная шайба

При снижении температуры жидкости ниже 65° С датчик температуры снова выдаст сигнал на включение электромагнитного клапана, и цикл работы повторится.

Так периодически в процессе работы автобуса на линии подогреватель включается и выключается. При этом постоянно работает циркуляционный насос и горит контрольная лампа.

Если в момент нажатия клавиши на щитке приборов контакты датчика температуры разомкнуты (температура жидкости выше заданного предела 78° С), то включится только электродвигатель циркуляционного насоса и загорится контрольная лампа.

Если после нажатия клавиши водителем при температуре жидкости ниже 65° С розжиг не произошел (например, из-за отсутствия топлива), то высоковольтный источник напряжения и электромагнитный клапан примерно через 30 с автоматически отключаются, контрольная лампа гаснет. Через 2—3 мин отключаются электродвигатели подогревателя и насоса. В случае срыва пламени на 10 с включается высоковольтный источник напряжения; если розжиг не произошел, подогреватель отключается в порядке, изложенном выше.

Читайте также:  В чем отличие насосов wilo

Для повторного запуска подогревателя необходимо его выключить, а затем снова включить клавишей на щитке приборов водителя.

Выключение работающего подогревателя (т. е. когда контрольная лампа горит) производится клавишей на щитке приборов. При этом гаснет контрольная лампа и отключается электромагнитный клапан подачи топлива, а через 2—3 мин выключаются электродвигатели подогревателя и насоса.

Если откажет датчик температуры, подогреватель перегреется и его отключит термопредохранитель, который находится на корпусе теплообменника подогревателя под пластмассовой крышкой. При этом отключается электромагнитный клапан подачи топлива, и горение прекращается. Необходимо найти и устранить причину дефекта и после остывания термопредохранителя нажать кнопку, расположенную на его корпусе (до щелчка).

Если при включении подогревателя клавишей на щитке приборов контрольная лампа не включается или она гаснет в процессе работы подогревателя, то это указывает на неисправность подогревателя.

В электрической схеме предусмотрены блокировки, отключающие подогреватель (гаснет контрольная лампа) в случае пониженного напряжения на клеммах разъема, размыкания цепи электродвигателя насоса или контактов термопредохранителя. Подробнее об этом см. главу 16.

Топливо в подогреватель подается из топливного бака автобуса. Во всасывающем топливопроводе применен топливный фильтр с чистотой фильтрации 5 мкм. Топливопроводы защищены от механических повреждений и уложены с наклоном вверх от подогревателя (во избежание воздушных пробок). Следует обратить внимание на надежность соединения топливопроводов. При недостаточно надежных соединениях происходит подсос воздуха и прекращение подачи топлива в подогреватель.

Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/Liaz/001_Liaz_5256_rukovodstvo_demkin_2001/322.htm

Циркуляционный насос автобуса лиаз

ЖИДКОСТНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ И ЦИРКУЛЯЦИОННЫЙ НАСОС АВТОБУСА ЛиАЗ-621321 — ЧАСТЬ 2

Циркуляционный насос U 4851 (AQUAVENT 6000) предназначен для обеспечения циркуляции теплоносителя охлаждающей жидкости двигателя в системе отопления салона и кабины автобуса.

Циркуляционный насос (рис. 13.8) состоит из бесщеточного электродвигателя переменного тока, насоса центробежного типа и электронной платы. Постоянный ток электросети автобуса напряжением 24 В, питающий циркуляционный насос, электронной платой преобразуется в переменный ток, который подается на электродвигатель насоса. Такая схема обеспечивает постепенное повышение частоты вращения электродвигателя (в течение 5 секунд) и плавное включение насоса.

Отличительной особенностью конструкции насоса является бесконтактная передача крутящего момента от электродвигателя к крыльчатке насоса посредством магнитной муфты, что исключает утечки жидкости.

Электронная плата осуществляет блокировку насоса при отсутствии жидкости в системе и при перегрузке. Разблокировку нужно выполнить следующим образом: отсоединить от насоса сетевую колодку электрического разъема и соединить между собой (закоротить) контакты на колодке насоса.

Жидкостный подогреватель и циркуляционный насос работают следующим образом. Клавишей на щитке приборов в кабине водителя включают одновременно подогреватель и циркуляционный насос. При этом включаются электродвигатели подогревателя и насоса, загорается контрольная лампа на щитке приборов в кабине водителя. Дальнейшей работой подогревателя и насоса автоматически управляет электронный блок. Примерно через 30 секунд автоматически включается высоковольтная катушка зажигания и электромагнитный клапан. Запорное устройство электромагнитного клапана открывается, обеспечивая подачу топлива. Между электродами возникает искра, топливо воспламеняется, после чего по сигналу индикатора пламени высоковольтная катушка зажигания отключается.

Горение будет продолжаться до тех пор, пока температура жидкости не достигнет верхнего рабочего значения, после чего по сигналу датчика температуры электронный блок управления обесточит электромагнитный клапан, и горение прекратится. В течение приблизительно

Читайте также:  Ремонт насосов д 1250

2 мин электродвигатель подогревателя будет работать в режиме продувки, обеспечивая удаление из камеры сгорания оставшихся продуктов сгорания и охлаждение подогревателя. По истечении этого времени он отключится, и будет работать только электродвигатель циркуляционного насоса. Контрольная лампа на щитке приборов будет продолжать гореть.

При снижении температуры жидкости до нижнего заданного значения датчик температуры снова выдаст сигнал на включение электромагнитного клапана, и цикл работы повторится.

Так периодически в процессе работы автобуса на линии подогреватель включается и выключается. При этом постоянно работает циркуляционный насос и горит контрольная лампа.

Рис. 13.7. Жидкостный подогреватель THERMO 350:
1-кожух; 2-ниппель питания топливом; 3-стопорный винт; 4-штекеры электроразъемов; 5-патрубок входа жидкости; 6-заглушка; 7-ограничитель нагрева; 8-датчик температуры; 9-патрубок выхода жидкости; 10-установочное кольцо; 11-шплинт; 12-патрубок выхода отработавших газов;
13-гайка; 14-болт; 15-ниппель сливного топливного трубопровода; 16-воздухозаборная решетка

Рис. 13.8. Циркуляционный насос U 4851 (AQUAVENT 6000):
1-впускной патрубок; 2-выпускной патрубок; 3-ведомая полумуфта магнитной муфты; 4-ведущая полумуфта магнитной муфты; 5-колодка электроразъема; 6-отсек электронной платы; 7-отсек электродвигателя; 8-корпус насоса;
9-крыльчатка; 10-крышка

Если после нажатия клавиши водителем розжиг из-за неисправности не произошел, то высоковольтный источник напряжения и электромагнитный клапан примерно через 25 секунд автоматически отключаются, контрольная лампа гаснет. Через 2,5 мин отключаются электродвигатели подогревателя и циркуляционного насоса.

Допускается повторный запуск, для чего подогреватель необходимо выключить, а затем

снова включить клавишей на щитке приборов водителя.

Если включение подогревателя пять раз подряд из-за одной и той же неисправности не приводит к его запуску, или в процессе горения три раза подряд происходит срыв пламени, блок управления блокирует подогреватель. Дальнейшие попытки включения без соответствующего ремонта в специализированной мастерской бесполезны. _

Работающий подогреватель (т.е. когда контрольная лампа горит) выключается клавишей на щитке приборов. При этом гаснет контрольная лампа и, если подогреватель находился в этот момент в активной фазе работы, то отключается электромагнитный клапан (подача топлива прекращается), а через примерно 2,5 мин выключаются электродвигатели подогревателя и циркуляционного насоса.

Если в процессе работы возникла неисправность, после продувки в течение 2,5 мин происходит аварийное отключение подогревателя. ^ _

При этом контрольная лампа мигает, выдавая код (число миганий), соответствующий определенной неисправности (табл. 13.1). После пяти коротких предупреждающих сигналов выдаются длинные импульсы, число которых и обозначает код неисправности по табл. 13.1.

Следует иметь ввиду, что после 5 безуспешных попыток включения подогревателя из-за одной и той же неисправности или, если в процессе горения Зраза подряд происходит срыв пламени, блок управления блокирует подогреватель и далее подогреватель работать не будет (будет включаться лишь режим продувки). Блокировка подогревателя снимается путем выключения «массы» автобуса (при включенном подогревателе, в режиме продувки).

Если отказ произошел в результате перегрева, то после устранения неисправности нужно вернуть кнопку ограничителя температуры в первоначальное положение, нажав на нее.

Табл. 13.1
КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ЖИДКОСТНОГО ПОДОГРЕВАТЕЛЯ THERMO 350 И ЦИРКУЛЯЦИОННОГО
НАСОСА U 4851 (AQUAVENT6000)

Падение напряжения ниже допустимого

Распознавание пламени в ходе предварительной или завершающей продувки

Неисправен датчик пламени

Неисправен датчик температуры

Неисправен электромагнитный клапан

Неисправен электродвигатель электровентилятора

Неисправен циркуляционный насос

Перегрев, неисправен ограничитель температуры

Неисправна высоковольтная катушка зажигания

Аварийная блокировка вследствие повторяющихся неисправностей или обрыва пламени

Неисправности подогревателя или циркуляционного насоса, требующие демонтажа и разборки, устраняются сотрудниками фирмы WEBASTO или подготовленными специалистами.

Диагностику работы отдельных систем подогревателя можно выполнять также при помощи компьютера с соответствующей программой диагностики. Эту работу также выполняют сотрудники фирмы WEBASTO или подготовленные специалисты.

Источник статьи: http://www.sinref.ru/avtomobili/Liaz/002_Liaz_621321_4klass_rukovodstvo_2011/203.htm

Adblock
detector