Масляный насос
Масляный насос (рис. 1) шестеренчатый, двухсекционный. Производительность верхней секции нового насоса при 3100 об/мин вала двигателя — 50 л/мин; нижней секции — 23 л/мин. Верхняя секция насоса подает масло в фильтр центробежной очистки масла, а затем в систему смазки двигателя. Рабочее давление, создаваемое в этой секции и в системе смазки, поддерживается редукционным клапаном, установленным в промежуточной крышке насоса, отрегулированным на 2,75—3,30 кГ/см 2 . В случае увеличения давления редукционный клапан перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую.
При исправном редукционном клапане верхней секции давление масла в системе смазки прогретого нового двигателя при 1200 об/мин коленчатого вала должно быть не ниже 2,5 кГ/см 2 . Для прогретого двигателя, находящегося в эксплуатации, минимально допустимое давление масла в системе смазки должно быть при 1800 об/мин 1,5 кГ/см 2 ; при 500 об/мин — 0,5 кГ/см 2 .
При давлении масла ниже указанных пределов эксплуатация двигателя не допускается во избежание преждевременного его отказа. Если при проверке наблюдается отклонение от указанных контрольных давлений, необходимо вынуть редукционный клапан в сборе и проверить состояние его деталей. Детали, очищенные от осадков масла и промытые в керосине, должны свободно перемещаться в корпусе редукционного клапана.
Нижняя секция насоса подает масло в масляный радиатор через игольчатый кран, ввернутый в корпус крышки насоса. Давление в этой секции поддерживается перепускным клапаном, установленным в корпус нижней секции и отрегулированным на давление 1,2—1,5 кГ/смК
Источник статьи: http://zil131.net/zil/1164
Сборка масляного насоса
Сборку насоса производить в последовательности, обратной разборке. Детали на сборку должны подаваться тщательно вымытыми. Все бумажные прокладки желательно заменить новыми. Детали масляного клапана, вынуть пружину и шарик. Отвернуть болты крепления корпуса нижней секции, снять его с верхнего корпуса в сборе с осью и ведомой шестерней нижней секции, а также осторожно снять регулировочные прокладки.
Для извлечения из корпуса ведущего вала с его шестерней надо: для односекционного насоса — выбить шпильку, спрессовать шестерню привода насоса и вынуть вал в сборе с шестерней; для двухсекционного насоса — сняв ту же ведущую шестерню, вынуть вместе с валом ведущие шестерни с промежуточной крышкой.
Для выпрессовки осей ведомых шестерен необходимо верхний корпус односекционного и двухсекционного насоса, а также корпус нижней секции двухсекционного насоса установить на подкладки и выпрессовать осн.
Для снятия ведущих шестерен надо: для односекционного насоса установить вал в приспособление или тиски и вынуть при помощи отвертки замочное кольцо, спрессовать с вала ведущую шестерню и вынуть шпонку из паза; для вала двухсекционного насоса, кроме того, сдвинуть вверх по валу ведущую шестерню верхней секции, снять замочное кольцо и спрессовать шестерню нижней секции, вынуть шпонку из паза вала, снять промежуточную крышку, после чего спрессовать шестерню верхней секции и вынуть вторую шпонку.
При сборке насоса необходимо обращать внимание на следующее: ось ведомой шестерни должна сидеть в корпусе с натягом 0,010—0,052 мм. Шестерня привода насоса на ведущем валу должна быть надета с зазором 0,014 мм или натягом 0,025 мм. Штифт шестерни привода насоса должен быть тщательно расклепан с обеих сторон. Зазор между торном корпуса и шестерней привода должен быть 0,3—0.5 мм.
При установке шестерен в корпус насоса необходимо замерить при помощи щупа зазор между зубьями шестерен и стенками гнезда корпуса, который должен быть в пределах 0,025—0,275 мм (рис. 1, а). Зазор в зацеплении шестерен должен быть в пределах 0,150—0,550 мм (рис. 1, б). Зазор между торнами шестерен и промежуточной крышкой корпуса должен быть в пределах 0,10—0,25 мм (рис. 1).
Ведущий вал насоса, установленный в корпусе, после затяжки болтов должен легко проворачиваться от руки без заклинивания. Зазор между торцами шестерен насоса и крышкой регулируют прокладками. При заклинивании добавить прокладку.
Маслоприемник, подвешенный на патрубок, должен свободно качаться на оси, шплинт должен быть разведен так, чтобы он не мог выпасть. Собранный насос рекомендуется испытать. Схема стенда для испытания насосов показана на рис. 2.
Проверка давления, развиваемого насосом, производится на вазелиновом масле Т(ГОСТ 1840—51) при температуре последнего 18—20° С. Давление при 675 об/мин вала насоса должно быть 2,5 кГ/см2 (не менее) для верхней секции и 0,9 кГ/см2 (не менее) для нижней секции. Редукционный клапан должен открываться при давлении 3—4 кГ/с.м2, а перепускной клапан нижней секции — при 1,2—1,5 кГ/см2.
Источник статьи: http://zil131.net/zil/823
Как отрегулировать давление масла в двигателе зил
Смазочная система двигателя автомобиля ЗиЛ-131
Военная Энциклопедия — историко-архивный военно-патриотический портал
главная☆советская военная энциклопедия☆военная техника☆военная наука☆военное обозрение☆история оружия☆форум
военная техника ☆ статьи по устройству ВАТ ☆
Рис.35. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-131: а — общая схема ; б — подача масла к осям коромысла; в — подача масла от оси коромысла к наконечнику штанги; г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в маслянный радиатор; 2 — кран отключения радиатора: 3 — смазочный, насос: 4 — канал подачи масла к фильтрам; 5 -маслораспределительная камера; б — центробежный масляный фильтр; 7 — компрессор; 8 — левый магистральный канал; 9 — трубка подачи масла к. компрессору; 10 — трубка для слива масла от компрессора; 11 — масляный радиатор; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 -маслоприемник; 14 — грязесборник; 15 — правый магистральный канал; 16 — канал в стойке коромысла; 17 -ось коромысла; 18 -отверстие в шатуне; 19 -указатель давления масла; 20 -контрольная лампа.
Эта система (рис. 35) состоит из маслозаливного патрубка, поддона насоса с маслоприемником, фильтра, радиатора, указателя уровня масла, магистралей, трубопроводов, контрольных приборов. Смазочный насос 3 шестерной, двухсекционный, приводится в действие от шестерни на распределительном валу, крепится в задней части двигателя с правой стороны (по ходу движения автомобиля). Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки, а нижняя — через кран в радиатор. Верхняя секция насоса имеет редукционный клапан, поддерживающий давление в системе 320 кПа; в нижней секции насоса установлен клапан, отрегулированный на давление 120 кПа.
Масляный фильтр 6 центробежной очистки с реактивным приводом, полнопоточный, установлен на крышке блока цилиндров сверху в задней части. В фильтре имеется два жиклера (сопла), выбрасывающих масло струями в противоположных направлениях, что обеспечивает вращение ротора в сборе с колпаком с высокой частотой и центробежную очистку масла. Правильно работающая центрифуга продолжает вращаться после остановки двигателя 2…3 мин, при этом слышен своеобразный звук. При засорении фильтра или высокой вязкости масла оно поступает в систему без очистки через перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра.
Масляный радиатор 11 воздушного охлаждения из посеребренной алюминиевой трубки, установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Кран 2 включения радиатора находится в корпусе нижней секции смазочного насоса. При эксплуатации автомобиля в весенне-летний период кран 2 должен быть открыт.
Указатель уровня масла установлен с правой стороны двигателя, На его стержне имеется три метки: «Долей», «Полно» и метко в виде прямоугольника выше метки «Полно».
Давление в системе смазки контролируется мембранным манометром непосредственного действия, в нем имеются контакты выключения лампы аварийного падения давления. Манометр и лампа установлены на щитке приборов.
При работе двигателя верхняя секция насоса подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло попадает в распределительную камеру 5 в задней перегородке блока, откуда оно поступает в два продольных магистральных канала 8 и 15. Из правого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам. В момент совпадения отверстия в теле шатуна с каналом в шейке вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках и осях коромысел периодически подается к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах к верхним наконечникам штанг. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов. Из переднего конца левого магистрального канала масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу 10 стекает в картер. Давление в смазочной системе должно быть 200 …400 кПа.
Рис. 36. Схема вентиляции картера двигателя ЗиЛ — 131: 1 — воздушный фильтр вентиляции картера; 2 — маслоулавливатель; 3 — клапан вентиляции; 4 — кран отключения вентиляции.
Вентиляция картера (рис. Зб) закрытая, с отсосом картерных газов через масло улавливатель 2, клапан 3 и трубку во впускной трубопровод, где они смешиваются с горючей смесью и поступают в цилиндры двигателя. Маслоулавливатель отделяет капельки масла от газов. При холостом ходе двигателя, когда разрежение во впускном трубопроводе больше, шарик клапана 3 приподнимается вверх и проходное сечение уменьшается при работе под нагрузкой разрежение уменьшается, шарик клапана под собственным весом опускается и проходное сечение увеличивается; тем самым регулируется количество отсасываемых газов из картера.
Свежий воздух поступает в картер через фильтр 1, установленный на маслозаливном патрубке.
Перед преодолением брода вентиляция крана отключения с помощью крана 4. Во время преодоления брода рукоятка крана должна быть расположена вертикально, все остальное время она должна быть в горизонтальном положении.
Метки: зил 131 ☆ смазочная система ☆ устройство автомобиля ☆
Смазочная система двигателя автомобилей КамАЗ-4310 и Урал-4320 Техническое обслуживание смазочной системы |
Быстро предоставим эвакуатор в городе Одинцово
Источник статьи: http://xn--e1asbgbi1a.xn--p1ai/avtobrendy/sistema-smazki-zil-132.html
Ремонт гидравлического насоса ЗИЛ-131
Разборка и проверка насоса
Перед разборкой насос нужно снять с автомобиля, предварительно слив из насоса масло и очистив и промыть его наружную поверхность.
Порядок разборки и проверки насоса:
1. Снять крышку бачка и фильтры.
2. Снять бачок, отвернув четыре болта.
3. Установить насос так, чтобы его вал был расположен вертикально, а шкив находился внизу, и снять крышку насоса, отвернув четыре болта. При снятии крышки удерживать клапан от выпадения
4. Отметить положение распределительного диска относительно статора и снять его со штифтов.
5. Отметить положение статора относительно корпуса насоса и снять статор (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса).
6. Снять ротор вместе с лопастями.
Статор, ротор и лопасти насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя. Нельзя также менять местами лопасти.
При замене статора, ротора и лопастей их устанавливать только комплектно
7. В случае крайней необходимости снять шкив, стопорное кольцо и вал насоса вместе с передним подшипником.
При наличии большого подшипника (см. рис. 1, б) вынимать его только в случае необходимости, так как при этом может быть поврежден сальник и его нужно будет заменить. При установке новых подшипника и сальника принимать меры против повреждения кромок сальника.
8. Проверить свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса и отсутствие забоин или износа. Клапан и крышка насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя, В случае необходимости — зачистить забоины или заменить детали комплектно.
9. Проверить затяжку седла 16 (рис. 1) предохранительного клапана и, если требуется, подтянуть его.
10. Проверить, нет ли грязи во всех каналах деталей насоса, и очистить каналы.
11. Проверить, нет ли задиров или износа на торцовых поверхностях ротора, корпуса и распределительного диска. В случае незначительных задиров или износа притереть эти поверхности на плите, после чего детали тщательно промыть.
12. Проверить, свободно ли перемещаются лопасти в пазах ротора и не изношены ли они чрезмерно.
Сборка насоса
1. Соблюдать требования, указанные в разделе «Сборка рулевого механизма».
2. Установить статор-ротор с лопастями и распределительный диск в соответствии с метками, нанесенными при разборке, и стрелкой, указывающей направление вращения. При этом фаска шлицевого отверстия должна быть обращена к корпусу насоса.
3. Установить крышку с перепускным клапаном. Шестигранник седла клапана должен быть обращен внутрь отверстия.
4. Момент затяжки болтов М6, крепящих бачок, должен быть равен 0,6—0,8 кГм.
5. Момент затяжки гайки, крепящей шкив насоса, должен быть равен 5,0—6,5 кГм.
6. Вал насоса должен вращаться свободно, без заеданий.
Проверка давления, развиваемого насосом
Проверку надо вести, установив между насосом и шлангом высокого давления специальное приспособление (рис. 2), имеющее манометр со шкалой до 80 кг/см 2 и вентиль, закрывающий подачу масла к гидроусилителю.
для проверки надо открыть вентиль и повернуть колеса до упора; давление масла при малом числе оборотов холостого хода двигателя должно быть не меньше 60 кг/см 2 .
Если давление масла меньше 60 кг/см 2 , то нужно медленно завернуть вентиль, следя за увеличением давления по манометру. При исправном насосе давление должно подняться и быть не меньше 65 кг/см 2 . В этом случае неисправность нужно искать в механизме Рулевого управления. Если давление не увеличивается, то неисправен насос.
Если давление при закрытом вентиле больше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже 60 кг/см 2 , то неисправны оба узла.
При проверке нельзя более 15 сек держать вентиль закрытым, а колеса — повернутыми до упора.
Проверку надо вести при температуре масла в бачке 65—75° С.
В случае необходимости масло может быть нагрето путем поворота колес от упора до упора с удержанием их у упоров каждый раз не более 15 сек.
Источник статьи: http://gaz66avto.ru/stati-po-remontu/remont-gidravlicheskogo-nasosa-zil-131/