Меню

Затвор вакуумный вакуум кран для пожарного насоса пн 40 ув

Назначение, устройство, принцип работы вакуумной системы насоса ПН-40УВ, возможные неисправности в работе, их причины и способы устранения.

Назначение: Насосы центробежные пожарные (нормального давления) типа ПН-40УВ предназначены для подачи воды и водных растворов пенообразователей температурой до 303 К (30 С). Используются для установки в закрытых отсеках пожарных автомобилей, пожарных катеров передвижных пожарных установок. Насосы не предназначены для работы на морской воде. Насосы этой серии устанавливают на автоцистернах и автонасосах. Они обозначаются так: ПН-40УВ.В этом обозначении ПН – пожарный насос; 40 – максимальная подача насоса 40 л/с; У – универсальный и В – особенности выпускаемой серии. Геометрически подобны этой серии пожарные насосы ПН-60 и ПН-110. Они применяются на пожарных аэродромных автомобилях и пожарных насосных станциях, соответственно. Все эти насосы имеют одинаковую номенклатуру основных деталей, идентичны по конструкции, но имеют различные габариты и массу.

Устройство: корпус насоса; масленка; пеносмеситель (устройства смешивания и дозировки пенообразователя); напорная задвижка; пробковый кран; вакуумный затвор; коллектор насоса; манометр; центральная задвижка; мановакуумметр; всасывающая линия насоса; сливной кран.

Принцип работы: В корпусе насоса установлено и свободно вращается колесо. При вращении, лопатки колеса воздействуют на жидкость и сообщают ей энергию, увеличивая давление и скорость. Проточную часть корпуса насоса выполняют в виде спирали. В корпусе насоса предусмотрена плоская съёмная площадка «зуб», с помощью которой вода с колеса насоса снимается и направляется в диффузор. В результате вращения колеса насоса, на входе во всасывающем канале возникает вакуум, а на выходе в диффузоре — избыточное давление. Во всасывающей полости крышки колеса предусмотрены разделители потока препятствующие его закручиванию. Так же подводящую часть канала при входе в колесо насоса рекомендуется выполнять в виде конфузора, увеличивающего скорость потока на входе на 15-20 %. Выходную часть спирального отвода корпуса выполняют в виде диффузора с углом конусности 8 °. Поперечные сечения диффузора выполняют круговыми. Можно выполнять сечения отличными от круговых, в этом случае соотношения площадей и длин выбирают по аналогии к диффузору с круговыми поперечными сечениями. Выполнение указанных рекомендаций препятствует образованию турбулентного режима движения жидкости, позволяет снизить гидравлические потери в насосах и повысить КПД. Для предотвращения перетока жидкости из напорной полости во всасывающую, между корпусом и колесом насоса предусмотрены щелевые уплотнения. Конструкция щелевых уплотнений допускает незначительный переток жидкости между полостями, в том числе и в закрытую полость между колесом и корпусом насоса со стороны подшипниковых опор. Для снятия давления, в данной закрытой полости, в колесе насоса предусмотрены сквозные отверстия, направленные в полость всасывания. Количество отверстий равно количеству лопаток колеса.

Для образования смеси воды и пены, на насосе предусмотрен пеносмеситель. Через пеносмеситель часть воды, из напорного коллектора, направляется во всасывающую полость крышки насоса, совместно с пенообразователем. Пенообразователь может подаваться в насос, как через трубопроводы из ёмкости пожарного автомобиля, так и из посторонней ёмкости через гибкий гофрированный шланг. Дозирование (пропорциональное соотношение) пены и воды производится через отверстия различного диаметра дозирующего диска пеносмесителя.

Для регулирования подачи воды или пенной смеси на пожарные рукава или другие потребители, установлены запорные вентили. При необходимости, на насосе может быть установлен вентиль с пневматическим приводом для подсоединения устройств, требующих дистанционного включения, таких как: лафетный ствол, питательные гребенки пеногенераторов аэродромных пожарных автомобилей и т. д.

Возможные неисправности пожарного насоса ПН-40УВ:

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s4003t1.html

Порядок проверки пожарного насоса ПН-40УА (УВ) на создания разряжения (сухой вакуум). Забор воды из водоема без вакуум-аппарата

Проверка насоса на сухой вакуум

Схема пожарного насоса ПН-40УВ

Читайте также:  Чертеж насоса сэ 1250 140

Необходимо закрыть все краны и задвижки на насосе, включить двигатель и создать разрежение в насосе при помощи вакуумной системы 73-76 кПа (0,73-0,76 кгс/см 2 ). Падение разрежения в насосе должно быть не более 13 кПа (0,13 кгс/см 2 ) за 2,5 минуты.

Если насос не выдерживает испытания на вакуум, необходимо произвести опрессовку насоса воздухом под давлением 200-300 кПа (2-3 кгс/см 2 ) или водой под давлением 1200-1300 кПа (12-13 кгс/см 2 ). Перед опрессовкой места соединений целесообразно смочить мыльным раствором.

Для измерения разрежения в насосе необходимо использовать приставной вакуумметр с соединительной головкой или резьбой для установки на всасывающий патрубок насоса или вакуумметр, установленный на насосе. В этом случае на всасывающий патрубок устанавливают заглушку.

Забор воды из водоема без вакуум аппарата

При отказе вакуум-аппарата воду из водоема забрать можно взять двумя способами:

а) заливкой всасывающей линии:

При заливке всасывающей линии необходимо:

  • Присоединить выкидные и всасывающие рукава с сеткой и проверить плотность соединений.
  • Закрыть все вентили и сливной краник.
  • Проверить плотность закрытия клапана сетки и опустить ее в воду.
  • Открыть вакуум-клапан (на себя).
  • Открыть вентиль из цистерны.
  • Когда вода появится в смотровом глазке и пойдут пузырьки воздуха, закрыть вакуум клапан.
  • Включить сцепление.
  • Закрыть вентиль из цистерны.
  • Прибавить газ до 2-4 атм. по манометру.
  • Плавно открыть выкидной штуцер.
  • Установить газом необходимое давление.
  • При необходимости открыть вентили теплообменника.

Схема вакуумного крана ПН-40УВ

Допускаемые ошибки при заборе воды

  1. Преждевременное закрытие вакуум-клапана.
  2. Большие обороты и давление при открывании выкидного штуцера.
  3. Резкое открывание выкидного штуцера.
  4. Резкое включение сцепления.
  5. Включение к выключение сцепления при больших оборотах.
  6. Несвоевременное закрытие вентиля из цистерны.

Дополнения и пояснения к забору воды

  1. Если вентиль из цистерны закрывать после подачи воды в линию, вероятность обрыва водяного столба уменьшается. В этом случае сразу после пуска воды» надо закрыть цистерну.
  2. При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сети должен быть надежно закрыт, а через вакуум-клапан должен свободно выходить воздух. Если эти условия выполнить невозможно, воду надо брать кольцеванием цистерны.

Кольцевание цистерны

  • подготовить выкидную и всасывающую линий,
  • закрыть все вентили и сливной краник,
  • включить сцепление,
  • открыть полностью вентили в цистерну и из цистерны.
  • установить средние обороты (2000-2500 об/мин) по тахометру,
  • прикрыть вентили из цистерны до появления необходимого разрежения по вакуумметру.

После заполнения всасывающей линии и насоса водой давление на манометре повысится и изменится звук работы двигателя:

  • закрыть вентили из цистерны и в цистерну,
  • плавно открывать выкидной штуцер,
  • установить необходимое давление,
  • при необходимости открыть вентили теплообменника.

Допускаемые ошибки при кольцевании

а) чрезмерно большие или малые обороты, недостаточные для создания разрежения;

б) недостаточное прикрытие вентиля из цистерны во время кольцевания.

Дополнения и пояснения к кольцеванию

Всасывание воды кольцеванием происходит только в том случае, когда насос испытывает небольшой недостаток воды. С этой целью и прикрывается вентиль из цистерны. Однако, если прикрыть этот вентиль больше, то насос будет работать в неустойчивом режиме, сопровождающемся вибрацией. То же происходит и при чрезмерно больших оборотах. Учитывая это, обороты двигателя и степень прикрытия вентиля 5, 6 должны выбираться для каждого автомобиля индивидуально, с учетом высоты всасывания.

На автомобилях, где патрубок в цистерну установлен на нижней спиральной камере насоса (например – ПМЗ-17). забор воды указанным способом невозможен, т.к. воздух скапливается в верхней части насоса. В этих случаях цистерну можно закольцевать через выкидной штуцер от верхней камеры и рукав в верхний люк или при исправном вакуум клапане провести кольцевание с открытым вакуум-клапаном.

Читайте также:  Самоделка из насоса стеклоомывателя

Существует аналогичный способ забора воды из водоема с одновременной подачей ее из цистерны в линию к стволу. В это время вода подается из цистерны непосредственно в выкидную линию и одновременно отсасывается воздух из всасывающего рукава.

Однако применение этого способа в условиях пожара сложно и нецелесообразно по следующим причинам:

  • Степень прикрытия вентиля зависит от диаметра спрыска ствола.
  • Режим всасывания устанавливается только после заполнения рукавной линии водой, а давление будет недостаточным для работы ствола. Требуется своевременно закрыть цистерну во избежание обрыва водяного столба, т.к. цистерна при этом не пополняется.
  • Наконец, может вообще не хватить воды, которую можно было бы сразу израсходовать для тушения пожара.
  1. При обучении способу забора воды кольцеванием, клапан сетки нужно открыть или на время занятий убрать совсем, т.к. при закрытом клапане вместо подсоса может произойти простая заливка рукава.

Источник статьи: http://fireman.club/statyi-polzovateley/poryadok-proverki-pozharnogo-nasosa-pn-40ua-uv-na-sozdaniya-razryazheniya-suxoj-vakuum-zabor-vody-iz-vodoema-bez-vakuum-apparata/

Назначение устройство и принцип работы пожарного насоса пн 40: основные понятия и определения

Сегодня невозможно представить тушение пожара без использования специальных устройств. Один из таких агрегатов — пожарный насос ПН 40.

Мы расскажем об устройстве насоса ПН 40, характеристиках, положительных и отрицательных сторонах. А также, рассмотрим принцип его работы, и какие могут возникнуть неисправности при эксплуатации.

Пожарный насос ПН — 40 — описание

Насосы ПН 40 — аппараты, подающие жидкость (в виде воды или пенного раствора) к очагу возгорания. Они устанавливаются в пожарной машине или катере, для этого там оборудован специальный закрытый отсек. Способны подавать воду из колодцев, водоёмов и водопроводов. Для работы с морской водой не предназначены.

Маркировка отражает устройство пожарного насоса ПН 40 и технические характеристики. Первые буквы — серия, цифры — норма воды в л/сек, которую подаёт агрегат, конечные буквы показывают специфику конструкции.

Насосы ПН 40 — устройство

Аппараты марки ПН 40 бывают комбинированными, с высоким или низким давлением. Они выпускаются следующих модификаций: ПН 40 УВ и ПН 40 УВ.01.

Описание устройства насоса ПН 40 УВ — алюминиевый корпус, рабочие колёса из стали, установленные на валу, и зафиксированные гайками вдоль оси. Стальной вал закреплён подшипниками, и вращается по часовые стрелке.

Рабочие колеса пн 40ув имеют диаметр 289 мм, они оснащены 7-ю лопатками и 7-ю препускными отверстиями. В пространстве между колёсами и корпусом, установлены чугунные серые уплотнительные кольца. Данные кольца предназначены для разделения частей: напорной и всасывающей. От величины зазора между колёсами и корпусом зависит эффективность работы агрегата. Чем он шире, тем больше воды движется внутри аппарата, что приводит к уменьшению подачи жидкости, и понижению КПД. Поэтому при сборке насоса ПН 40 устанавливают кольца имеющие малые зазоры.

Насос ПН 40 — ТТХ

Пожарный насос ПН 40 УВ имеет следующие характеристики:

  • агрегат — центробежный одноступенчатый, консольный;
  • рабочий напор — 40 литров в секунду;
  • количество вращений вала в минуту — 2700 оборотов;
  • номинальный напор — не меньше 105 метров;
  • подача воды в секунду, максимум — 60 литров;
  • уровень мощности по нормам — не больше 82 л/с;
  • максимальный напор — до 115 метров;
  • КПД — 65%;
  • уровень максимального давления на входе и выходе — 6 кгс/см2 и 15, соответственно;
  • время заполнения — 20 — 35 сек;
  • дозатор — пеносмеситель вмонтированный, с 8-ю положениями;
  • габариты — 700×940х700;
  • вес — 65 кг;
  • срок эксплуатации — 12 лет.
Читайте также:  Ремонт насоса ставр своими руками

ПН 40 УВ.01 — модель усовершенствованная, производится с конца 90 годов. В отличие от модели ПН 40 УВ, она имеет вакуумную автономную систему забора воды — привод механический. По своим характеристикам агрегат схож с устройством ПН 60. Вес его — около 80 кг.

Важно отметить, какую мощность потребляет на номинальном режиме пожарный насос ПН 40 УВ — в среднем 62—75 кВт.

Положительные и отрицательные стороны

Основные положительные стороны модели ПН 40 ув:

  • подаёт ровный, не пульсирующий напор воды;
  • не нуждается в подключении дополнительного привода от постороннего движка;
  • не выключается, если происходит залом рукава.

К недостаткам можно отнести то, что такие насосы не могут работать на открытом водоёме. Для этого требуется укомплектовать аппарат вакуумной системой. Усовершенствованный вид — пожарный насос ПН 40 УВ.01 имеет в комплекте такую систему.

Принцип работы и особенности проверки

Пожарные насосы ПН 40 У относятся к центробежным устройствам, они работают от вращения вала, что позволяет менять давление при неизменной скорости. Тем самым, создаваемый насосом ПН 40 максимальный номинальный напор получается равномерный, и достигает 115 метров.

Прежде чем запустить пожарный насос ПН 40у в эксплуатацию, необходимо провести его проверку. Для этого автомобиль размещают около водоисточника и под передние колёса устанавливают противооткатное приспособление.

В видео представлен пожарный насос ПН 40 — его устройство

В дальнейшем принцип действий следующий;

  • включается коробка передач;
  • проверяются вентиля и задвижки — они должны быть закрыты;
  • открывается вакуумный кран и газоструйный аппарат;
  • производится подача газа с помощью рычага управления, пока не пойдёт вода из вакуумного аппарата;
  • включается насос и подаётся вода — напорные задвижки должны быть закрыты;
  • определяется величина напора по манометру, при этом частота вращения вала должна быть номинальной.

Сверяются рабочие показатели со стандартными. Допустимо отклонение не более 15%.

Неисправности насоса ПН 40

В процессе эксплуатации такого устройства, как насос ПН 40у, могут возникнуть следующие неполадки:

  • Не качает — это может произойти из-за наличия воздуха в устройстве. Потребуется произвести повторную накачку воды с использованием вакуумной системы.
  • Уменьшается или прекращается подача воды. Причина — загрязнилась сетка на линии или маленькая глубина забора.
  • При работе слышны громкие звуки, и осуществляется вибрация. Это бывает из-за плохой затяжки болтов, износился сборочный узел или сломались шейки вала. Требуется подтянуть болты, и заменить изношенные узлы.
  • Не вращается вал. В летний период — из-за загрязнения его песком, зимой — колесо может примёрзнуть.
  • Просачивается вода — износ манжет, их следует заменить.

Это основные причины, по которым может не работает насос.

Коротко о главном

Пожарные насосы ПН 40 У надёжны и имеют высокий уровень КПД. Способны производить быструю подачу воды к месту возгорания в нужном количестве.

Устройство пожарных насосов ПН 40 простое, поэтому они несложны в использовании, и работают без подключения к стороннему двигателю. В связи с этим такие агрегаты широко применяют при пожаротушении.

Как считаете — какой напор воды насоса ПН 40 УВ в номинальном режиме может обеспечить полную потребность в жидкости при пожаре?

Источник статьи: http://makipa.ru/stati/nasosy-dlya-pozharotusheniya/naznachenie-ustrojstvo-i-princip-raboty-pozharnogo-nasosa-pn-40-osnovnye-ponyatiya-i-opredeleniya/

Adblock
detector