Поршни, поршневые кольца, шатуны и цилиндры
1 — верхнее кольцо; 2 — второе кольцо; 3 — маслосъемное кольцо; 4 — поршень; 5 — шатун; 6 — крышка подшипника шатуна; 7 — подшипник шатуна; 8 — поршневой палец; 9 — стопорное кольцо поршневого пальца; 10 — блок цилиндра; 11 — масляный насос; 12 — крышка звездочки масляного насоса; 13 — гайка крышки подшипника шатуна; 14 — болт масляного насоса; 15 — болт крышки звездочки масляного насоса
Не смазывайте моторным маслом внутреннюю поверхность большой нижней головки шатуна.
Не смазывайте моторным маслом внутреннюю поверхность крышки.
Не наносите моторное масло между большой нижней головкой шатуна и подшипником, между крышкой и подшипником.
Вращающий момент затяжки.
Не использовать повторно.
Смазывайте моторным маслом скользящую поверхность каждой детали.
Снятие
1. Сбросьте давление топлива.
2. Отключите отрицательный кабель от аккумулятора.
5. Снимите головку цилиндра с впускным коллектором, коллектором выхлопной системы и водной отводящей трубой, обратившись к Разделу Клапаны и головка блока цилиндра в этой Главе.
6. Снимите масляный насос, обратившись к Разделу Масляный насос в этой Главе.
7. Отметьте номер цилиндра на всех поршнях, шатунах и крышках подшипников шатуна.
8. Снимите крышки подшипников шатуна.
9. Установите направляющий шланг (1) поверх резьбы шатунных болтов. Это предотвращает повреждение шейки подшипника и резьбы шатунных болтов при снятии шатуна.
10. Удалите нагар с верха отверстия цилиндра, прежде чем доставать поршень из цилиндра.
11. Вытолкните поршень и узел шатуна через верх из отверстия цилиндра.
Разборка
1. С помощью расширителя поршневых колец снимите два компрессионных кольца (верхнее и второе) и маслосъемное кольцо с поршня.
2. Снимите поршневой палец с шатуна.
3. Ослабьте стопорные кольца поршневого пальца (1).
4. Снимите поршневой палец.
Чистка
Снимите нагар с днища поршня и канавок поршневого кольца с помощью подходящего инструмента.
Проверка
Цилиндр
1. Проверьте стенки цилиндров на предмет царапин, шероховатостей или выступов, указывающих на чрезмерный износ. Если ствол цилиндра очень шероховатый или сильно поцарапанный, или с выступами, расточите цилиндр и используйте поршень большего размера.
2. С помощью компрессиметра измерьте внутренний диаметр цилиндра в направлении тяги и аксиальном направлении в двух положениях. Если вы заметите что-либо из следующих положений, расточите цилиндр.
- Внутренний диаметр цилиндра выходит за пределы норм.
- Разница измерений в двух положениях выходит за пределы уклона.
- Разница между измерениями осевого сечения и направления тяги выходит с отклонением от круглости.
1 — 50 мм (1.96 дюйма)
2 — 95 мм (3.74 дюйма)
Предел внутреннего диаметра цилиндра: 84.050 мм (3.3090 дюйма).
Уклон внутреннего диаметра цилиндра: предел: 0.10 мм (0.0039 дюйма).
Внутренний диаметр цилиндра с отклонением от круглости: предел: 0.10 мм (0.0039 дюйма).
Примечание. Если хоть один из четырех цилиндров должен быть расточен, расточите все четыре цилиндра на тот же больший размер. Это необходимо с целью сохранения однородности и баланса.
Поршни
1. Исследуйте поршни на предмет дефектов, трещин и прочих повреждений. Поврежденные или неисправные поршни должны быть заменены.
Диаметр поршней
2. Диаметр поршня должен быть измерен в точке 26.5 мм (1.04 дюйма) от конца юбки поршня в направлении перпендикулярном к поршневому пальцу.
Диаметр поршня:
- стандартный диаметр поршня: 83.970 — 83.990 мм (3.3059 — 3.3066 дюйма)
- диаметр поршня большего размера (0.50 мм (0.0196 дюйма)): 84.470 — 84.490 мм (3.3256 — 3.3263 дюйма)
Зазор поршня
3. Измерьте внутренний диаметр цилиндра и диаметр поршня, для того чтобы найти разницу, которая и будет являться зазором поршня. Зазор поршня должен соответствовать техническим требованиям, указанным внизу. Если он не соответствует техническим требованиям, расточите цилиндр и используйте поршень большего размера. Зазор поршня: 0.02 – 0.04 мм (0.0008 – 0.0015 дюйма).
Примечание. Внутренние диаметры цилиндра, использованные здесь, измерены в направлении тяги в двух положениях.
Зазор бороздок колец
4. Прежде чем проверять, необходимо очистить, просушить и освободить от нагара бороздки поршня. Поставьте новое поршневое кольцо (1) в бороздку поршня, и измерьте зазор между кольцом и перемычкой между двумя канавками поршневых колец с помощью калибромера (2).
5. Если зазор не соответствует техническим требованиям, замените поршень.
Зазор бороздки колец
- верхнее: 0.03 — 0.07 мм (0.0012 — 0.0027 дюйма)
- второе: 0.02 — 0.06 мм (0.0008 — 0.0023 дюйма)
Поршневой палец
1. Проверьте поршневой палец, внутренний диаметр втулки поршневой головки и внутренний диаметр поршня на предмет износа или повреждения, обращая особое внимание на состояние втулки поршневой головки шатуна. Если поршневой палец, внутренний диаметр втулки поршневой головки шатуна или внутренний диаметр поршня сильно изношены или повреждены, замените поршневой палец, шатун или поршень.
Зазор поршневого пальца
2. Проверьте зазор поршневого пальца на верхней головке шатуна. Замените шатун, если его верхняя головка сильно изношена или повреждена, или если измеренный зазор выходит за допустимый предел.
- Зазор поршня на верхней головке шатуна: норма: 0.003 — 0.014 мм (0.0001 — 0.0005 дюйма)
- Внутренний диаметр малой головки шатуна: 21.003 — 21.011 мм (0.8269 — 0.8272 дюйма)
- Диаметр поршневого пальца: 20.997 — 21.000 мм (0.8267 — 0.8267 дюйма)
Поршневые кольца
Для того, чтобы измерить зазор разреза, вставьте поршневое кольцо (3) в ствол цилиндра, и затем измерьте зазор с помощью калибромера (2). Если измеренный зазор не соответствует техническим требованиям, замените кольцо.
Примечание. Уберите нагар и любую другую грязь с верха ствола цилиндра, прежде чем вставлять поршневое кольцо.
Зазор разреза поршневого кольца
0.20 – 0.35 мм (0.0079 – 0.0137 дюйма)
0.35 – 0.50 мм (0.0138 – 0.0196 дюйма)
0.20 – 0.70 мм (0.0079 – 0.0275 дюйма)
1 — блок цилиндра; 2 — калибромер; 3 — поршневое кольцо; 4 — 120 мм (4.72 дюйма)
Шатун
Боковой зазор большой нижней головки шатуна
1. Проверьте боковой зазор большой головки шатуна, вставив и присоединив шатун к его шатунной шейке в обычном порядке. Если окажется, что измеренный зазор выходит за пределы нормы, замените шатун.
Боковой зазор большой нижней головки шатуна:
- норма: 0.25 — 0.40 мм (0.0099 — 0.0157 дюйма)
- предел: 0.45 мм (0.0177 дюйма)
Выравнивание шатуна
2. Установите шатун на выравниватель, для того чтобы проверить его на наличие изгибов и скручивания. Если предел больше нормы, замените его.
- Предел изгибов: 0.05 мм (0.0020 дюйма)
- Предел скручивания: 0.10 мм (0.0039 дюйма)
Шатунная шейка и подшипники шатуна
Диаметр шатунной шейки
Проверьте шатунную шейку на наличие неравномерного износа или повреждения. Измерьте шатунную шейку на эллипсность или уклон с помощью микромера. Если шатунная шейка повреждена или, если эллипсность или уклон больше допустимого предела, замените коленвал или переточите шатунную шейку, обратившись к п.7).
Техническая характеристика шатунной шейки и подшипников шатуна
Размер подшипников шатуна
49.982 – 50.000 мм (1.9678 – 1.9685 дюйма)
0.25 мм (0.00984 дюйма) ниже номинального
49.732 – 49.750 мм (1.9580 – 1.9586 дюйма)