Меню

Расчет размерных групп при комплектовании поршней с гильзами цилиндров двигателей

Комплектование и сборка шатунно-поршневой группы

Комплектование деталей шатунно-поршневой группы начинают с подбора поршней к гильзам цилиндров в соответствии с их размерами и массой – по размерным группам. Обозначение группы нанесено на верхнем торце гильзы и днище поршня. Поршни и гильзы в составе одного двигателя должны быть одной размерной группы – номинального (Б, С, М) или ремонтного (РБ, РС, РМ). Допускается подбирать детали, бывшие в эксплуатации поршни и гильзы по фактическому зазору согласно приложения 5.

Поршневые пальцы к отверстиям бобышек поршней подбирают по натягу (в «холодном» состоянии), а к втулке верхней головки шатуна – по зазору (приложение 6).

Поршневые кольца подбирают по размерам гильз и поршневым канавкам. Как было сказано выше.

При подборе кольцо устанавливают в гильзу и щу­пом проверяют величину зазора в замке и плотность прилегания к поверхности гильзы. Если зазор мал, то его увеличивают, опиливая поверхность одного торца замка. При проверке прилегания кольца допускается зазор между кольцом и гильзой не более 0,02. 0,03 мм на дуге 60°.

Кольцо должно прокатываться по канавке поршня свободно, без заеданий. Зазор между канавкой и коль­цом измеряют щупом. Если зазор меньше допустимого, то кольцо шлифуют на плоскошлифовальном станке с одного торца.

Поршни, пальцы, шатуны кроме подбора по линейным размерам должны иметь минимальные отклонения по массе в рамках одного комплекта на двигатель (приложение 4). При необходимости выравнивания массы металл удаляют со специального прилива нижней крышки шатуна сверлением или на обдирочно-шлифовальном станке.

Втулки подбирает в соответствии с размерами отверстий в верхних головках шатунов. Втулки должны входить с натягом 0,125. 0,048 мм — это нормальный, допустимый — 0,040 мм.

Сборку шатунно-поршневой группы начинают с запрессовки втулок в верхние головки шатунов. При этом нужно следить за совпадением маслоподводящих отверстий во втулке и шатуне.

Сопряжение «палец-втулка верхней головки шатуна» считается пра­вильно подобранным в том случае, если шатун, свободно висящий на сма­занном дизельным маслом пальце, при проворачивании, руками за палец, отклоняется от вертикального положения на угол около 30°.

Поршень подлежит тщательному осмотру. На обработанных его поверхностях не допускаются забоины, надрывы металла, глубокие риски, зади­ры, заусенцы и острые кромки. Выход маслосливных отверстий на поверх­ность юбки не допускается.

Далее необходимо соединить поршень с шатуном поршневым пальцем. Для этого нагреть поршень до температуры 80. 90 °С в электро­шкафу или масляной ванне. Смазать втулку верхней головки шатуна дизельным маслом и при помощи наставки запрессовать поршневой палец в поршень на прессе. Продольное перемещение пальца ограничить установкой стопор­ных колец.

Читайте также:  Поршень мтз 80 размеры диаметр

Проверить щупом зазор между торцом верхней головки шатуна и бобышкой поршня, который должен быть в пределах 2±0,5 мм с каждой стороны, Проверить на весах массу шатунов в сборе с поршнями. Разность массы комплектов на дизель не должна превышать 30 г.

Установить на поршень при помощи разжимного приспособления маслосъемные и компрессионные кольца, отвечающие требованиям, изложенным в разделе «Разборка и дефектация». Для двигателей Д-50, Д-240 в первую и вторую кольцевые канавки снизу — маслосъемные кольца и в остальные — компрессионные.

При вращении поршня, находящегося в горизонтальном положении, вокруг своей оси на 360° компрессионные кольца должны плавно перемещаться в канавках и утопать в них при легком встряхивании. На поверхности колец не должно быть рисок, задиров, забоин и трещин.

Шатуны комплектуют с новыми вкладышами номинального или ремонтного размера. Ремонтные размеры вкладышей большего размера могут быть по­лучены путем расточки старых вкладышей меньшего размера. После расточ­ки толщина антифрикционного слоя должна быть не менее 0,3 мм.

Шатунные болты должны входить в отверстие шатуна и крышки от лег­ких ударов молотка массой 200 г. На болтах и в гайках не допускаются сорванные, смятые и стянутые нитки резьбы.

Для определения сборочного зазора «вкладыш — шатунная шейка» коленчатого вала следует измерить диаметр отверстий в нижней головки шатуна (рисунок 15) с установленными вкладышами (затяжка крышки моментом 170…160 Н·м) и диаметр шатунной шейки коленчатого вала (рисунок 16).

Рисунок 15.- Измерение отверстия шатунного подшипника индикаторным нутромером.

Рисунок 16.- Измерение диаметра шатунной шейки коленчатого вала микрометром.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие износы и неисправности обнаруживаются у деталей шатунно-поршневой группы?

2. Все ли детали шатунно-поршневого комплекта подвергаются ремонту и восстановлению?

3. Как осуществляется подбор деталей ШПГ двигателя?

4. Каков порядок сборки шатунно-поршневой группы?

5. В чем суть окончательной подгонки отверстия во втулке верхней головки шатуна?

6. Технология восстановления втулок раскатыванием.

7. Как осуществить дорнование втулок?

8. В чем недостаток холодной правки шатунов?

9. По каким показателям контролируют поршневые кольца?

Читайте также:  Невесомый поршень соединен с дном цилиндрического сосуда пружиной 100

10. Преимущества и недостатки применяемых технологий ремонта и восстановления деталей?

1. Сушкевич М.В. Контроль при ремонте сельскохозяйственной техники. – М.: Агромиздат, 1988.- 254 с.

2. Беккер И.Г. Ремонт технологического оборудования лесозаготовительных машин. – М.: Экология, 1991. – 30 с.

3. Шевченко А.Н., Сафронов П.И. Справочник слесаря по ремонту тракторов. – Л.: Машиностроение, 1989. – 512 с.

4. Ремонт машин / Под ред. И.Е. Ульмана. – М.: Колос, 1982.- 446 с.

5. Бабусенко С.М. Ремонт тракторов и автомобилей. – М.: колос, 1980. – 335 с.

6. Шасси тракторов МТЗ-80,-82 / Технические требования на капитальный ремонт. – М.: ГОСНИТИ, 1985. – 204 с.

7. Технологические карты на капитальный ремонт двигателей СМД-14,-17,-18. – М.: ГОСНИТИ, 1980. – 260 с.

8. Двигатели А-41, А-01М. / Технические требования на капитальный ремонт . – М.: ГОСНИТИ, 1986. – 200 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 8034 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник статьи: http://studopedia.net/1_8048_komplektovanie-i-sborka-shatunno-porshnevoy-gruppi.html

Механизма (поршень – поршневой палец — шатун)

Задание: Рассчитать число размерных групп для комплектования сопряженных поверхностей поршень – поршневой палец и поршневой палец – шатун и последующей сборки их методом групповой взаимозаменяемости.

1. Для двигателя ЗиЛ – 130: диаметр отверстия в бобышках поршня D1 = ; диаметр пальца d = ; диаметр втулки верхней головки шатуна D2 = ; характер посадки соединения поршень – палец ; допуск натяга TN = 0,0050; характер посадки соединения палец – шатун ; допуск зазора TS = 0,0050 мм.

2. Для двигателей автомобилей ГАЗ – 53А и ГАЗ – 24: диаметр отверстий в бобышках поршня D1 = ; диаметр пальца d = ; диаметр втулки верхней головки шатуна D2 = ; характер посадки соединения поршень – палец ; допуск зазора натяга TSN = 0,0050; характер посадки соединения палец – шатун ; допуск зазора TS = 0,0050 мм.

Оборудование: лабораторный практикум, справочные материалы.

Содержание работы: аналогично лабораторной работе №5

Основные понятия и определения: См. лабораторную работу № 5.

Сущность сборки по методу групповой взаимозаменяемости. См. лабораторную работу № 5.

Методика расчета размерных групп деталей соединения при групповой взаимозаменяемости (селективный подбор) в данной лабораторной работе соответствует методике расчета, рассмотренной в лабораторной работе № 5. Только здесь рассматривается два соединения: отверстия в бобышках поршня – наружный диаметр поршневого пальца и наружный диаметр поршневого пальца – отверстие во втулке верхней головки шатуна.

Читайте также:  Поршни хонда для эпика

Пример. Рассчитать число размерных групп для комплектования поршней с поршневыми пальцами и поршневых пальцев с втулками верхней головки шатуна двигателя «Москвич – 412» и последующей их сборки методом групповой взаимозаменяемости.

диаметр отверстия в бобышках поршня D1 = ;

диаметр пальца d = ;

диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна D2 = .

Расчет ведется параллельно для двух соединений: I – поршень – палец; II – палец – шатун. Характер посадки для соединения поршень – палец: SI max = 0,0025; NI min = 0,0025 мм. Допуск посадки для соединения (зазора и натяга) – TSN = 0,0050 мм. Характер посадки для соединения палец – шатун: SII max = 0,0095; SII min = 0,0045 мм. Допуск посадки (зазора) TS = 0,0050 мм.

2. Величины допусков и предельные отклонения деталей соединения:

TD1 = 0,01 мм; Td = 0,01 мм; ES1 = -0,0025 мм;

EI1 = –0,0125 мм; es = -0,0025 мм; ei = -0,0125 мм;

ТП = TD1 +Td = 0,01 +0,01 = 0,02 мм; ТП > TSN.

TD2 = 0,01 мм; Td = 0,01 мм; ES2 = 0,0045 мм;

EI2= -0,0055 мм; es = -0,0025 мм; ei = -0,0125 мм;

ТП = TD2 +Td = 0,01 +0,01 = 0,02 мм; ТП > TS

Графическое расположение полей допусков

ES2 = 0,0045

0 0

3. Варианты возможных типов посадок:

Вывод: варианты посадок, характеризующиеся для первого соединения и и для второго соединения и не соответствует требованиям РК 200 – РСФСР – 2025 – 73. Для обеспечения требуемой точности сборки необходим подбор по методу групповой взаимозаменяемости, для чего выполняют следующие расчеты.

5. Групповой допуск размерной группы:

6. Таблица размерных групп деталей соединений (таблица 10)

D, ES, EI D1 max — Dmin Обозначение группы D, es, ei dmax — dmin Обозначение группы D, ES, EI D2 max – D1 min Обозначение группы 21.9975 – 21.9950 I роз. 21,9975 – 21,9950 I роз. 22,0045 – 22,0020 I роз. 21.9950 – 21.9925 II кор. 21,9950 – 21,9925 II кор. 22,0020 – 21,9995 II кор. 21.9925 – 21.9900 III зел. 21,9925 – 21,9900 III зел 21,9995 – 21,9970 III зел. 21.9900 — 21.9875 IV гол. 21,9900 – 21,9875 IV гол. 21,9970 – 21,9945 IV гол.

Расчеты показывают, что величины зазоров и натягов для каждой размерной группы лежат в пределах, предусмотренных РК.

7. Оформление отчета (см. вариант отчета лабораторной работы №5).

Источник статьи: http://studopedia.ru/22_72192_mehanizma-porshen—porshnevoy-palets—shatun.html

Adblock
detector